Министерство культуры РФ объявило о намерении назначать директоров федеральных музеев по итогам открытых конкурсов на лучшую концепцию развития музея. Пилотными станут Музей МХТ (Москва), музей-заповедник Ивана Тургенева «Спасское – Лутовиново» (Орловская область) и Российский этнографический музей (Петербург). Наблюдатели гадают, зачем Минкульту это надо?
Владислав Кононов, директор департамента музеев министерства культуры прокомментировал эту нововведение так: министерство решило заняться поиском новых кадров, освежить концепции музеев, выявить более эффективные модели развития и т.д. Среди главных критериев, по которому будут отбирать директоров, Кононов назвал посещаемость и привлечение внебюджетных средств. Именно эти критерии музейное сообщество воспринимает наиболее болезненно, считая, что музеи — хранители исторической памяти, а не коммерческие развлекательные предприятия или сфера услуг населения.
Мировая практика конкурсов на посты музейных директоров существует, но там все решают члены попечительских советов, которые своими деньгами содержат музеи.
В нашем случае решать, концепция какого претендента на пост директора лучше, будет комиссия во главе с Аллой Маниловой, заместителем министра культуры, курирующим музейную сферу. Состав комиссий неизвестен, его обещают менять в зависимости от профиля музея.
Наблюдатели настороженно отнеслись к нововведению. Минкультуры и сегодня имеет право уволить любого руководителя учрежденного им музея в любое время без объяснения причин. Это прописано в контрактах директоров.
Зачем тогда нужны конкурсы? Меньше всего опрошенные «Городом 812» эксперты верят в то, что Минкульт на самом деле готов назначать на большие должности людей со стороны, но с хорошими концепциями. Одни считают, что нововведения нужны для того, чтобы продемонстрировать, что министерство не сидит, сложа руки, а работает. Другие уверены, что это инструмент по смене старых директоров, имеющих порой достаточно влиятельных знакомых, и продвижению в их кресла людей, которых иначе трудно было бы туда назначить.
В любом случае большинству наблюдателей трудно поверить, что директор такого крупного музея как, например, Российский этнографический музей (в специально построенном для музея в начале ХХ века здании, примыкающем к Михайловскому дворцу, собраны коллекции 157 народов России и соседних стран) будет назначен исключительно по результатам конкурса концепций. Наверняка, у Минкульта уже есть на примете готовые претенденты.
69-летний Владимир Грусман, занимающий пост директора Российского этнографического музея с 1999 года, назвал «Городу 812» решение выставить его должность на конкурс «несколько неожиданным». Примерно в те же дни, когда министерство культуры объявило о нововведении, Грусману продлили контракт. Правда, только на 7 месяцев – до 31 января 2020 года.
Подача конкурсных концепций, развернутых резюме и мотивационных писем по Российскому этнографическому музею заканчивается 6 сентября. На 25 сентября назначено очное состязание претендентов, прошедших предварительный отбор.
Что касается процедуры, то Владимира Грусмана интересует, будут ли объявлены все претенденты на место директора РЭМ и войдут ли в состав конкурсных комиссий представители руководства Союза музеев России и Международного союза музеев (ИКОМ).
Грусман и его команда уже подготовили концепции на конкурс под девизом: «Музей в городе, музей в стране, музей в мире». Она рассчитана на 2020-2021 годы и ориентирована на реальную жизнь, на решение насущных проблем музея. Среди них — восстановление экспозиций в отреставрированных залах, которые сейчас используются как выставочные; создание на месте декорационных мастерских Михайловского театра во дворе РЭМа Центра коллекций с открытыми фондами (ковры и этнографические средства передвижения) и реставрационными мастерскими; техническая модернизация систем безопасности; проведение новых этнографических экспедиций, в частности, на Чукотку и Сахалин, где сотрудники РЭМа не работали несколько десятилетий; приобретение новых экспонатов для пополнения Музейного фонда РФ; продолжение контактов с учеными тех стран (от Эстонии до Армении), этнографические коллекции народов которых представлены в РЭМ. Общая сумма затрат на все работы оценивается в 200 млн рублей.
Владимир Грусман проработал в РЭМе всю жизнь – 45 лет, начав с младшего научного сотрудника. По его мнению, любому новому директору со стороны понадобится не менее 1,5 — 2 лет, чтобы понять, как устроен и как функционирует этот музей. Который начинался как отдел императорского Русского музея, потом реализовывал ленинскую национальную политику, а после 1991 года стал РЭМом – «зеркалом» многонационального российского государства. И только потом новый директор сможет начать реализацию своих идей.
Вадим Шувалов