Ребенок целыми днями пялится в телевизор и знает всех мультгероев по именам. Тогда не удивляйтесь, что он вырастет садистом с запасом слов как у Эллочки Людоедки. Корреспондент Online.812 посмотрел популярные мультики вместе со специалистом – доктором педагогических наук, профессором, деканом факультета семьи и детства Университета культуры и искусств Борисом Титовым. И вот его вердикт.
Для тех, кому “до фени”
До 5-6 лет ребенок будет смотреть любой мультик, который увидит. Малыша привлекут яркие картинки. Он, может, ничего и не поймет, но настроение фильма, интонации, отдельные словечки может запомнить. С 6-7 лет ребенок начинает сам понимать, что такое хорошо и что такое плохо. И тут очень многое зависит от того, что он увидит в телевизоре.
Например, популярные сериалы “Симпсоны” и “Саус парк” наверняка научат ваше чадо материться или, по меньшей мере, говорить на сленге.
– Скабрезность и примитивность – главные характеристики этих мультиков, – уверен Борис Титов. – Послушайте, как примитивно общаются герои. Они чем-то напоминают движение дофенистов начала 90-х: его участники общались на фене, используя минимум слов. Насколько я знаю, фильм “Саус парк” ночью часто показывают в “жестком” варианте с нецензурной лексикой, а днем самые неприличные сцены вырезают. Но это не спасает. Истории мультперсонажей сами по себе гадкие. И если “опасного момента” в мультике не остается, то ребенок все равно почувствует, а может, и додумает мерзкую концовку.
Мультики для будущих олигархов
В отличие от этих “зомбирующих картинок” весь старый Дисней – и полнометражные мультики (“Золушка”, “Король Лев”, “Белоснежка” и др.), и сериалы (“Чип и Дейл”, “Русалочка”, “Черный плащ”) – очень морализаторский. Эти мультфильмы четко расставляют приоритеты, делят героев на хороших и плохих.
– Диснеевские “Утиные истории” я считаю вообще одним из лучших мультиков, – говорит Борис Титов. – Он учит детей трудится. Скрудж Макдак гордится своим первым центом, он все время вспоминает, что свое богатство заработал сам, и племянников не балует, они понимают, что не получат его миллионы даром. Нормально пропагандировать желание заработать себе деньги – не воровать же.
Кто-то обвиняет диснеевские картины в банальности и упрощенности. Но ребенку большего и не надо. К тому же таким образом он быстрее поймет то, что до него хотят донести авторы. А вдумчивым детям подойдет советский шедевр “Ежик в тумане”.
– Из последних полнометражных мультиков мне особенно запомнился “Мадагаскар”, смотрел со своим шестилетним внуком, – рассказывает Титов, – очень хороший, качественный фильм и по картинке, и по сюжету, а главное – у него экологическая направленность. Ребенок научится любить природу.
Кошки и собаки могут пострадать
По вечерам на одном из мультканалов регулярно показывают короткометражки “Хэппи три френдз” (“Счастливые лесные друзья”) про животных. Под бодрую музыку маленькие зверьки потрошат друг друга почем зря.
– Мультик провоцирует проявление садистской сущности, которая, по Фрейду, есть в каждом человеке. Ребенок вырастает мучителем, сначала он начнет мучить свои игрушки, потом станет щипать братьев и сестер, а в итоге и вовсе колотить родителей, – прогнозирует Титов. – Если этот мультик показывать детям по 15 минут каждый день, а через неделю выпустить их на газон, где ползают разные букашки, они начнут их с остервенением давить.
От таких мультиков больше всего страдают домашние животные. Маленькие дети подражают героям анимашек, а ребята постарше просто в порядке эксперимента начинают издеваться над кошками и собаками.
Кстати, в сказках про “Красную Шапочку” и про “Семерых козлят” воспитательный эффект основан на страхе. Не ходи в лес – тебя съест волк, не открывай двери незнакомым – исход тот же. А в случае с “Хэппи три френдз” эта идея просто теряется в потоке насилия. Животные там тоже погибают из-за неосторожности, глупости, излишней смелости, но этого ребенок даже не замечает. Все, что он видит, – горы трупов.
Ребенку нужно поспевать за сюжетом
Кроме импортных анимашек, в последнее время становятся популярными отечественные мультгерои, например, “Лунтик” и “Смешарики”. В первом главный герой – немного странное фиолетовое существо.
– Милый, мягкий сериал, – порадовался Борис Титов. – В мультике не должно быть резких движений, ребенку нужно поспевать за сюжетом, успевать обдумывать то, что он видит на экране, тогда все хорошее будет усваиваться осознанно.
В одной из серий Лунтик и его друг кузнечик Кузя решали, как же перепрыгнуть солнце. В конце кузнечик увидел отражение солнца в луже и прыгнул через нее. Оригинальное решение проблемы должно стимулировать ребенка к подобным действия. Мультик развивает творческое мышление.
Этим отличались и советские фильмы. Например, “38 попугаев”. Все нормальные дети после просмотра начинали придумывать, что еще можно померить попугаями.
– А про “Смешариков” ничего сказать не могу, я перестал их воспринимать уже после первой минуты, – признался Титов. – Сплошное мельтешение, суета, мультфильм просто не очень качественно сделан.
Как оградить детей от вредных фильмов
– Следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Не доверяйте незнакомым мультикам. Проверьте пару серий на себе.
– “Сотрите” в телевизоре “вредные” каналы, на которых показывают опасные фильмы.
– Мультики активно воздействуют на нервную систему, поэтому их лучше смотреть утром, в первой половине дня, а не перед сном.
– Если вы не доверяете телевидению, купите детям подборку хороших мультфильмов на диске.
– Обсуждайте с ребенком те фильмы, которые он увидел, разбирайте, что хорошего сделали герои, в чем они были не правы.
– Объясните своему чаду, что нельзя повторять все, что делают мультгерои. Обратите внимание на сверхспособности мультяшек, чтобы ваш малыш не решил вдруг самостоятельно полетать со шкафа.
Что происходит в мультсериалах
“Симпсоны”:
Отец семейства Гомер Симпсон регулярно пытается удушить своего сына Барта, обычно сцена сопровождается криком “Ах, ты маленький (эпизод обрывается)…”. Характерная фраза Барта Симпсона: “Съешь мои шорты”.
“Саус парк”:
Достаточно прочитать названия серий: “Кошачья оргия” и “Новая модная вагина мистера Гаррисона”, “Не без моего ануса”. В мультике был показан акт испражнения Христа. Одного из главных героев – мальчика Кенни – регулярно убивают. Так что фраза “О боже мой! Они убили Кенни! Сволочи!” уже стала характерной для сериала. В серии “Большая общественная проблема” ругательство “shit” (дерьмо) звучит 162 раза. Оно повторяется каждые 8 секунд.
“Хэппи три френдз”:
В одном из эпизодов бобер построил домик для существа – то ли белки, то ли скунса. Зверек забирается в новое жилье, но тут же начинается пожар. Белка истошно кричит и вываливается из домика. Бобер не знает, как ее потушить, и бежит к колонке со шлангом. Но не может включить воду – у него забинтованы лапы, которые он, видимо, повредил при строительстве. Бобер замечает ведро, опрокидывает его на горящую белку. В ведре была горючая жидкость. Белка орет еще истошнее и горит еще ярче. Бобер начинает ее топтать, чтобы сбить пламя. Финальная картина – обуглившиеся лапки чуть дрыгаются в луже крови.
комментарий
Константин Бронзит считает советские мультфильмы примитивными
У мультипликаторов свой взгляд на происходящее в современной анимации. Как видят проблему изнутри, Online812.ru рассказал петербургский режиссер-мультипликатор Константин Бронзит, автор “героических блокбастеров” про русских богатырей Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца.
Наши дети не обделены
– Как вы относитесь к западным сериалам вроде “Симпсонов” или “Саус парка”?
– В вопросе заложено осуждение, а нет в них ничего плохого. Создатели сериалов же не заставляют сажать перед экраном 2-летних детишек, чтобы они смотрели все это. Мультики рассчитаны на подростков с их сленгом. На Западе это строго регламентировано, никто ничего лишнего смотреть не будет. Это контролируется либо самим каналом, либо родителями.
– Может, лучше совсем их запретить?
– Ограничения и запреты ни к чему хорошему никогда не приводили, тем более в такой тонкой области, как искусство. А это как-никак искусство. Так что должна быть демократия. Ребенок сам научится фильтровать информацию. А родители и педагоги должны объяснить ему, что хорошо в искусстве, а что не очень. Просто рядом с “Бивисом и Батхедом” должны быть другие фильмы, и проблем не будет.
– Но их нет или, скажем так, очень мало.
– Сейчас, конечно, перекос телевидения только на “Бивиса и Батхеда” и тому подобных. Но и это не проблема, потому что ту же старую добрую советскую мультипликацию можно купить сегодня на каждом углу. Наши дети не обделены.
– То есть вся проблема упирается в безответственных родителей?
– Конечно. Какая разница, включит ребенок вечером “Саус парк” или порно. И даже если ребенок смотрит эти мультики, то ничего страшного нет. Надо внушить ему, что так вести себя нельзя. Для этого родители и есть.
– Значит, можно смотреть эти мультики, но оставаться нормальным человеком?
– Я смотрел их, и я нормальный человек. Вроде бы все в порядке, никого не режу и не убиваю.
Как плохо быть идиотом
– А почему все-таки добрые советские мультики почти не показывают?
– Их еще как-то показывают. Это за современные российские мультики телевидение должно платить деньги продюсерам. Поэтому каналу проще поставить старый “Ну, погоди!”, за который уже давно заплачено. Но самый дешевый путь для телеканала – купить гигантским пакетом старую, поэтому дешевую сериальную продукцию на Западе. Это решает все проблемы. Они забивают эфирное время этим сериалом и идут пить чай. И стоит это все копейки.
– Из-за чего вообще появляются мультики с таким обилием насилия?
– А почему появляется “Терминатор”? Там насилия еще больше. Но триллер – самый востребованный и популярный жанр в мире. Зритель получает с экрана телевизора такие эмоции, которые в реальной жизни ему, слава богу, не ведомы. “Саус парк” занимает эту нишу в мультиках. Так же как и “Бивис и Батхед” – кино про дебилов. Как сказал Александр Татарский, мой учитель и основатель студии “Пилот”, нет ничего плохого, что по телевизору показывают “Бивиса и Батхеда”, потому что ребенок учится на этом сериале, как плохо быть идиотом. И с “Саус парком” то же самое.
– Но это настолько отличается от советской мультклассики.
– Если у этих западных сериалов перекос в сторону насилия, то советские невероятно слащавы и примитивны. Они учат, “как замечательно, что идет дождик”. Как сказал тот же Александр Татарский по поводу всей советской мультипликации: “Она была построена на том, что ежик пукнул, а зайчик его пожалел”. Это преувеличение, но очень близкое к истине. Слишком много в них доброты. Так в жизни не бывает. Это неправда. Это тот же дебилизм, только со знаком плюс.
Искусство не воспитывает
– А ваши мультики ближе к западным или к нашим?
– У меня ощущение, что пока посередке. Наша трилогия про богатырей – это был коммерческий проект. Как и у любого другого, у него была своя целевая аудитория. И мы знаем, что это семейное кино, на него пойдут дети. А значит, есть определенные табу, которые мы даже не обсуждаем. Недопустимо море крови, жестокость, порнография и грубые слова.
– Как велико влияние мультфильмов на детей?
– Целое поколение американцев выросло на сериале “Том и Джерри”. В каждой серии по десять раз маленький мышонок бьет тяжелейшими предметами по голове кота. Это же не означает, что это поколение теперь дубасит друг дружку.
– Но после мультиков дети мучают животных?
– Детская жестокость вытекает не из мультфильмов. Или из них, но на 5 процентов. Не в мультиках причина. Иначе, посмотрев “Ежика в тумане”, мы все должны были бы плакать и обниматься, но этого не происходит. Просто не надо искусству отводить воспитательную роль. Искусство не воспитывает. Это заблуждение, утопия и неправда.