15 августа Петербург будет отмечаться очередная годовщина смерти Виктора Цоя – он разбился в автокатастрофе 19 лет назад. Власти города все так же болезненно относятся к фанатам музыканта. Недаром временный памятник Цою на Невском проспекте не простоял и дня – боясь бесчинств, власти попросили его убрать и снова смонтировать только к самой дате. Но беспокоятся чиновники напрасно – по прошествии двадцатилетия «киноманы» начинают постепенно забывать о своем кумире.
– Резать вены и выбивать себе наколки “Виктор Цой” на плече? Нет, нынешние фанаты к такому не склонны, – рассказала Online812.ru Екатерина, давняя поклонница творчества группы “Кино”. – Максимум, на что они способны, – это поставить себе мелодию “Звезда по имени Солнце” на мобильнике.
Катя – единственная, кого мы встретили на Богословском кладбище за неделю до знаменательной даты. Пятачок у могилы Виктора Цоя, где последние 19 лет и в дождь, и в снег, и днем, и ночью можно было встретить поклонников его творчества, пустует. Хотя чья-то заботливая рука выложила из гвоздик слово “Цой”, а на ограде висят самодельные портреты музыканта, лежат сигареты и почему-то множество повязанных георгиевских ленточек.
– Раньше уже за неделю до каждой даты, будь то 21 июня (день рождения) или 15 августа (день смерти), на Богословку битком набивался народ, – рассказал Константин, фанат с 15-летним стажем. – Забита была вся главная аллея вплоть до памятника павшим воинам, люди приезжали из других городов, ставили палатки. Я приходил 21 июня в этом году после долгого перерыва – народу мало, все какие-то вялые.
О том, что интерес к Цою и его могиле постепенно угасает, знающий фанат судит по косвенным признакам.
– Раньше от железнодорожных путей через дырку в заборе к могиле Цоя шла специальная тропа, – рассказывает Константин. – Ее называли “киноманка”, и по ней ребята с Богословки срезали угол, чтобы напрямую выйти к могиле. Теперь же народ ходит через центральный вход. Напротив кладбища через пути была “стена” (стены гаражей). Она имела символическое значение – на ней рисовались портреты Цоя, люди посвящали ему стихи, драться тоже шли “к стене” – устраивать разборки “на глазах” у кумира считалось неэтичным. Поклонники из других городов жгли у стены костры, готовя себе еду. Сейчас же новое поколение любителей граффити закрасило все портреты Цоя.
Милиция, в конце 90-х годов устраивавшая еженедельные рейды у могилы Цоя, теперь – по признанию местных сторожей – редко заглядывает на Богословку. Даже непреложные неписаные правила “нахождения на БК” стали забываться, теперь, если ты сфотографируешься у памятника Цою или повернешься к нему спиной, вряд ли кто-то заметит.
– А раньше за такое могли и по роже настучать, – с ностальгией в голосе говорит Екатерина. – Одному парню, который взял с могилы Цоя сигаретку, вообще “скорую” вызывали.
В Петербурге активно обсуждают, где устанавливать памятник Цою: мол, жители окрестных домов будут страдать от присутствия фанатов. Но установка временного памятника рокеру у кинотеатра “Аврора” показала – фанаты “Кино” уже не сходят с ума.
За весь день Цою принесли только один букет цветов…
Сын Цоя увлекся пирсингом
Единственному сыну Виктора Цоя – Саше Цою – сейчас уже 24 года. Молодой человек не общается с прессой, а имя своего звездного отца старается не афишировать даже среди друзей. Саша – круглый сирота, ведь его мать Марьяна Цой умерла несколько лет назад от рака груди, а его отчим Рикошет скончался в 2007 году.
– Саше никогда ни в чем не отказывали, – рассказали его знакомые. – Вся его квартира на Петроградке, где он живет со своей подругой, завалена техникой, потому что он покупал себе все технические новинки, которые только появлялись на рынке, а потом бросал их. Саша закончил только девять классов, не стал получать высшего образования – ведь благодаря авторским правам он и без профессии живет безбедно. Любимые занятия –выпить с друзьями, рисовать, играть на гитаре. Правда, друзей у сына Цоя не так много – он видит, что с ним дружат из-за его богатства и отдаляется от таких людей.
Сейчас Саша подрабатывает веб-дизайнером и своими руками собирает гитары. А еще всем сердцем отдается новому хобби, которое ему привила его девушка, – пирсингу и подвешиванию за кожу.