Кто победил на муниципальных выборах в Петербурге и что из этого следует

Итоги прошедших 8 сентября муниципальных выборов по-настоящему становятся понятны только сейчас, когда победители избирают глав местных советов и администраций. Число муниципалитетов, где поменялась власть, сравнительно невелико, но важна география: кто какую территорию отвоевал и для кого.

Самыми оппозиционными по итогам сентябрьского голосования оказались два центральных района – Василеостровский и Центральный. И если в том, что давно и прочно подконтрольная Вячеславу Макарову (спикеру ЗакСа и главе местной «Единой России») Петроградская сторона оказалась островком стабильности, есть очевидная логика, то такая же, только менее очевидная логика есть и в этих переменах.

 

Поделенный остров

Хотя официально это не подтверждалось, существует совершенно определенное мнение, что Васильевский остров в ходе муниципальных выборов хотели захватить структуры Евгения Пригожина. Которые, как считается, создали для этого даже отдельный штаб в рамках своего масштабного участия в общегородской сентябрьской кампании. Интерес именно к этой территории может быть обусловлен тем, что на острове находится штаб-квартира компании «Конкорд кейтеринг», один из первых ресторанных проектов Пригожина «Старая таможня», отель Trezzini Palace и другие активы бизнесмена. Кроме того, на Васильевском окопались оппозиционеры – Максим Резник, Алексей Ковалев и живущий там (хотя и не имеющий своей базы на этой территории) Борис Вишневский. За борьбу с ними Пригожин мог получить дополнительные бонусы.

Однако поход на муниципалитеты не удался (эта неудача вызывает опасения за судьбу российских наемников в Сирии и Африке). Вероятно, считают собеседники «Города 812», усилению Пригожина противился Вячеслав Макаров, у которого, как говорят, не сложились с ним отношения. Плюс, конечно, сказалась несколько большая, чем в целом по городу, демократичность и продвинутость электората, а также конфликты внутри команд «Единой России». Которые приезжали мирить, по слухам, лично глава Генсовета партии Андрей Турчак и начальник управления внутренней политики АП Андрей Ярин, передвигавшиеся по острову в сопровождении Вячеслава Макарова.

В результате совет в округе «Морской» поделили пополам сторонники Максима Резника во главе с его помощницей Ольгой Галкиной и единороссы. Глава, судя по сайту, пока не избран. Муниципалитет «Гавань» полностью контролируют эсеры во главе с лидером районной партийной организации и помощницей Алексея Ковалева Нэлли Вавилиной, у которой, как считается, есть контакты с администрацией района. При этом команда единороссов во главе с сыном председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Смольного Александром Григорьевым, которому, как говорят, была обещана поддержка Вячеслава Макарова, получила всего 3 мандата из 10.

В МО «Остров Декабристов» избрались сразу три силы: яблочники, единороссы и стоящий от них особняком глава прошлого созыва, экс-сенатор Владимир Барканов. Пока им не удается избрать председателя.

 

Очаг нестабильности

Судьба Центрального района сложилась так же, но по-другому. Там, как известно, еще в 2017 году против «Единой России» восстали все муниципалитеты. После того как глава района Мария Щербакова избралась в 2016 году в ЗакС, местные муниципалы-единороссы переориентировались с нее на нового начальника района, Андрея Хлуткова. Щербакова и поддерживавший ее Вячеслав Макаров расценили это как измену, начался публичный конфликт, итогом которого стало изгнание муниципалов Центрального района из «Единой России» и формирование новой партийной структуры. Сами муниципалы, однако, не падали духом, сохраняли контроль над территорией и были вполне боеспособны.

Перед выборами, как считается, «Единая Россия» достигла договоренности с новым руководством районной администрацией, согласно которой обе стороны делили муниципалитеты на более-менее паритетных началах. Однако кандидаты от партии оказались не очень стойкими бойцами.

Следует иметь в виду, что Центральный район считается в «Единой России» зоной ответственности вице-спикера ЗакСа Сергея Соловьева. Который, вероятно, будет баллотироваться от этой территории в Думу на ближайших выборах. Поэтому подлинные намерения Вячеслава Макарова в отношении Центрального района не очень понятны. Возможно, он не был заинтересован в победе единороссов, чтобы не усиливать потенциального внутрипартийного конкурента. Равно как и в победе кандидатов Смольного.

Как бы то ни было, в трех муниципалитетах из пяти оппозиция победила безоговорочно. Так, в «Смольнинском» фракцию из 7 яблочников возглавляет лидер петербургского отделения партии Екатерина Кузнецова. Она планирует возглавить муниципалитет, но пока не может собрать необходимое для этого число голосов, так как еще 8 голосов – у других оппозиционеров.

В «Литейном» яблочники получили половину, но при этом избрали своего председателя Арсения Афиногенова, которому, однако, прежний глава отказывается передавать полномочия.

Во «Владимирском» яблочники получили 12 мест, эсеры – 3 против 5 у старой команды депутатов.

В МО № 78 половина старых депутатов сумели удержаться, а в «Лиговке-Ямской» победила команда экс-депутата ЗакСа Вадима Войтановского, который, как считается, действует в интересах Вячеслава Макарова. В «Дворцом округе» победа досталась «Единой России», при этом пересчет голосов забрал несколько мандатов у оппозиционеров, которых в итоге осталось 4.

Таким образом, оба района стали для Смольного очагами нестабильности. Что если и не является непосредственным результатом деятельности Вячеслава Макарова, то соответствует его интересам.

 

Торжество справедливости

 Из интересных муниципалитетов, где победили оппозиционеры, причем довольно неожиданно, можно назвать МО «Гражданка». Там у «Справедливой России» 11 мандатов и 2 у «Яблока», а в числе победителей – Галия Михайловна Амосова. Ее папа не зря поучаствовал в выборах губернатора – вся победившая команда считается его людьми. Контроль над этим муниципалитетом для Амосова принципиален, так как он находится на территории его бывшего заксовского округа, от которого политик, возможно, будет избираться через 2 года. Говорят, он претендовал и на соседнее МО «Академическое». Но это было бы слишком.

МО 72 во Фрунзенском районе достался «Партии роста», лидер которой Павел Швец его и возглавил. За партией стоит Оксана Дмитриева, а сам муниципалитет находится в границах ее бывшего думского округа, от которого она наверняка будет баллотироваться на ближайших выборах. Заметно, что к нынешнему Смольному Дмитриева относится гораздо более лояльно, чем к прошлому. Поэтому, когда ее победившие сторонники сняли портреты Путина и Беглова в зале заседаний совета и написали об этом в Facebook, главе МО на следующий день пришлось повесить их в своем кабинете. Впрочем, говорят, Дмитриева претендовала еще на один муниципалитет – но безрезультатно.

А вот Надежда Тихонова, бывший кандидат в губернаторы от «Справедливой России», не имеет конкретных территориальных амбиций, так как пока единственное ее успешное избрание в ЗакС прошло по партийному списку. Но помимо «Гавани» эсерам достался контроль над поселком Левашово.

 

Что дальше

Историю с муниципальными выборами можно рассматривать исключительно в контексте контроля над территориями перед думской/заксовской выборной кампанией 2021 года. Предполагать, что эти депутаты будут определять судьбу следующих губернаторских выборов, не приходится: судя по тому, как развиваются события, через 5 лет выборов либо не будет вообще, либо они будут проходить по законам, написанным нынешними оппозиционерами.

 

Станислав Волков