«Сочи похож на Петербург»

У Олимпийских Игр в Сочи 2014 года может появиться лицо, очень похожее на Петербург. Несколько дней назад на должность главного архитектора государственной корпорации «Олимпстрой» был назначен бывший главный градостроитель Петербурга Олег Харченко. Он только начинает вникать в курс проблем, которые ему предстоит решить. Однако уже сейчас очевидно, что проблем этих будет много. И коснутся они не только архитектурных особенностей главной стройки страны на ближайшие пять лет.

       Харченко был назначен на новую должность в результате нескольких телефонных звонков. – Я сам удивился, как все прошло просто и быстро. Мне позвонил председатель петербургского Союза архитекторов Владимир Попов и предложил эту работу. Предварительно он согласовал мою кандидатуру с председателем Союза архитекторов России Андреем Боковым. Я согласился и через несколько дней уже разговаривал с президентом “Олимпстроя” Таймуразом Боллоевым. Еще знаю, что моими соперниками на это пост было два человека. Они москвичи. Но выбор пал именно на меня, – рассказал Харченко.

В качестве одного из собственных преимуществ новый архитектор стройки в Сочи назвал участие в проекте выдвижения Петербурга в качестве хозяина игр 2004 года. Тогда Харченко основательно занимался вопросами создания олимпийской книги нашего города. Посетил большинство городов, которые принимали игры ранее. Был в Барселоне, Атланте, дважды в Сеуле. “Я целенаправленно изучал только спортивные объекты. Наш проект в тот время был неплох. Он учитывал международный опыт. Но на тот момент экономика страны просто не позволяла потратить на Игры несколько миллиардов долларов. Именно поэтому мы проиграли”, – уверен Олег Харченко.

Архитектор уже приступил к своим обязанностям. Правда, в самом Сочи еще пока не был. – Это связано с техническими моментами. Но я уже представляю, как прилечу в город, поднимусь на точку железнодорожного вокзала и взгляну на всю территорию, которую придется застраивать, – размечтаться Олег Андреевич.

На данный момент функции главного архитектора “Олимпстроя” будут сведены к тому, чтобы заниматься созданием олимпийского парка общей площадью около 280 га в Имеретинской низменности.

– Речь не идет о парке в привычном смысле этого слова. Мы будем создавать парк Олимпиады. Здесь будет находиться около 10 спортивных объектов – ледовые арены для фигуристов, керлингистов, хоккеистов. Будет построен огромный стадион на 40 тысяч зрителей, где пройдет церемонии открытия, закрытия и награждения. Появится здесь олимпийская деревня и все необходимые для проведения Игр объекты, – объяснял Олег Харченко.

Территория Имеретинской низменности представляет собой серьезные сложности для архитектора.

– Это плоская поверхность, столь редкая для холмистой территории Сочи. Она находится примерно на уровне моря или чуть выше. В этом плане она чем-то на Петербург. К примеру, строить любые подземные переходы здесь так же сложно, как и в Питере. Сразу же приходится ставить дополнительные насосы, которые будут откачивать воду, – уверен архитектор.

По плану, который уже создан, всю территорию низменности собираются поднимать на несколько метров. Для этого прямо на месте будущего парка планируется вырыть несколько котлованов, откуда будет взят грунт. При этом эти искусственные ямы в последствии планируется превратить в красивые озера, которые будут дополнительным украшением территории на берегу моря.

– Конечно, многие спрашивают, не удивляем ли меня как архитектора сама идея проведения зимних игр в субтропиках. Но я считаю, что должен верить специалистам. Раз они говорят, что в феврале в горах будет снег, значит так и будет. Что касается этой низменности, то во время игр купаться вряд ли можно будет. Но кругом будет зелено. Единственный недостаток – очень влажно. И не исключены туманы, – предположил Харченко.

На данный момент новый архитектор занимается только территорией Имеретинской низменности. Между тем в горах уже ведется стройка.

– Пока я не занимался даже изучением того, что там происходит. Основные объекты Красной поляны, за исключением бобслейной трассы, строятся за счет инвесторов. Я трезвый человек. Понимаю, что если приду, а там уже что-то построено, то заставлять сносить здание или перекрашивать в другой цвет, не буду. Хотя мне обещали отдать под контроль стройки и в горах. Но насколько это будет возможно в условиях частного капитала – пока для меня вопрос. Постараюсь действовать корректно и аккуратно, – заявил Харченко.

Петербургский специалист признался, что испытывает нехватку времени на возведение всех объектов.

– К сожалению, у нас не получается та схема, которая должна быть. Как, к примеру, это случилось в Пекине. Сначала был создан план создания главного стадиона. Появилось 13 идей. Была выбрана одна, которая усилиями всех сильнейших архитекторов страны превратилась в великий стадион “Птичье гнездо”. У нас так не выйдет. Времени для конкурсов нет совсем, – говорит Харченко.

Основная работа Харченко будет проходить в Москве. Только ближе в Играм придется полностью переехать в Сочи. С собой Олег Андреевич собирается взять команду единомышленников, среди которых будут и петербуржцы.

– Мне разрешили создать коллектив из десяти человек. Я уже сделал предложение кое-кому, с кем работал раньше. Буду ждать, что они ответят, – пояснил главный архитектор Олимпиады-2014.