Строителей начнут контролировать по-новому

1 декабря 2007 года в России началась новая эра демократии – был принят революционный закон «О саморегулируемых организациях» (СРО). Частные компании получили право заниматься профильной для них деятельностью без государственной лицензии и практически без контроля качества работ со стороны государства. Первыми такое право получили туристические компании. Затем – оценщики. С 1 января 2010 года в режиме саморегулирования заработают строители. Мы попытались понять, чем будет полезна новая система контроля им самим и потребителям.

        Зачем

Прообразом саморегулируемых организаций в СССР, а затем и в новой России, были всевозможные  профессиональные союзы и общества по интересам – Союз писателей, Союз художников,  Союз промышленников и предпринимателей и т.п. Союзы эти много чего делали полезного – защищали корпоративные интересы различных сообществ, подсказывали, о чем и как надо писать, помогали выжить в трудную минуту, но по силе влияния своего и полномочиям, как в СССР, так и после перестройки, не могли сравниться с государством. Самыми могучими из этого ряда, пожалуй, были профсоюзы, но и они не имели столь широких полномочий, какие хотели бы иметь. Переломный момент случился 6 лет назад.

В июле 2003-го Евгений Примаков, Ирина Хакамада, Григорий Томчин, Николай Ботка и    другие известные политики внесли в Государственную думу проект закона № 315-Ф3 “О саморегулируемых организациях”. С тех пор он многократно дорабатывался и был наконец принят 1 декабря 2007-го, а 17 декабря того же года вступил в силу, но, конечно, не заработал. Сейчас идет подготовительный период. Закон довольно общий и касается многих профессиональных сообществ, но применять его на практике в ближайшее время смогут только строители и оценщики. Чуть раньше заработала очень похожая, но напрямую не связанная с законом о СРО, система регулирования туристического бизнеса. Для тех, кто не следил за перипетиями принятия закона о СРО, президент РФ очень просто объяснил, зачем он нужен: “Федеральным законом “О саморегулируемых организациях” обеспечиваются создание и деятельность саморегулируемых организаций как инструментов, замещающих механизмы государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности (например, лицензирование) в различных сферах социально-экономической жизни страны”.

К этому практически нечего добавить. Разве что разобраться, чем так ущербна система лицензирования, что ее понадобилось менять. Не во всех сферах пока, а только в некоторых. Так 1 января 2007 года перестали выдавать лицензии туристическим компаниям. Однако право заниматься организацией туристических поездок получили далеко не все. Можно, конечно, на свой страх и риск сколотить туристическую компанию из людей, которые никогда ничем подобным не занимались, однако такая компания сможет работать только в качестве турагента, продавая уже готовый продукт – туры, сформированные туроператорами, и получая небольшой процент с продажи. Для того чтобы вести самостоятельный бизнес, нужно обладать достаточно большим стартовым капиталом, чтобы застраховать свою ответственность перед туристами. В феврале 2007-го президент подписал закон об обязательном финансовом обеспечении в виде банковской гарантии или страхования ответственности туроператора. Наломает дров та или иная туристическая компания или ее партнеры, застрянет в далекой стране турист – самолет не летит, железная дорога не работает, никак на любимую работу не вернуться. А вместо неприятностей одни только удовольствия получает – и кормят его, и поят, и в гостиницу селят, не требуя дополнительных затрат. Только за счет средств туроператоров, саккумулированных на счетах банков и страховых компаний.

Система страхования ответственности туристических компаний внедрялась непросто. Специалисты предсказывали, что она приведет к монополизации на туристическом рынке, росту цен на путевки и т.п. В итоге туристический бизнес все-таки укрупнился, однако к тотальной монополизации и росту цен на услуги это не привело. Все отрегулировал рынок. Теперь пришла очередь строителей. Система регулирования их работы будет куда более совершенной, чем в сфере туризма. Она не ограничивается только страхованием ответственности строителей. 

С 1 января 2009-го в России не выдаются лицензии строительным компаниям, а уже выданные прекращают своей действие 1 января 2010-го. Функции лицензирования переходят к общественным организациям, которые будут выдавать допуски к строительным работам – аналог лицензий. Зачем понадобилось менять уже сложившуюся систему? У строителей собственное мнение на этот счет.

– Основная цель нововведения – отсечь компании, которые просто покупали лицензии на строительные работы, – объясняет Михаил Вячеславович Кузнецов, председатель совета директоров компании “Мост-Сервис” и член совета некоммерческого партнерства “Инжспецстрой”, крупнейшей в Петербурге саморегулируемой организации, объединившей к 1 августа этого года 119 компаний, занимающихся строительством инженерных сетей и других объектов инфраструктуры. – До сих пор заниматься строительством могла любая компания, у которой хватало средств на то, чтобы приобрести лицензию. Теперь такого не будет. Допуски к строительным работам станут выдавать саморегулируемые организации, сформированные из специалистов. А основную роль при принятии решения сыграет квалификация претендента.

        Как это заработает

 Выдавая допуск на строительные работы и получая за это взносы, необходимые для аренды офисов, содержания управленческого аппарата и на другие уставные цели (в НП “Инжспецстрой”, например, – это 300 тыс. руб., минимальная сумма, определенная законом о СРО), саморегулируемая организация   берет на себя ответственность за качество работ перед заказчиком и потребителями. При этом возникает институт коллективной ответственности – внутри организации это взаимное поручительство каждого перед всеми и всех перед каждым, основанное на старом добром девизе мушкетеров и вообще всех порядочных людей, объединяющихся в команды: “Один за всех и все за одного”.

Мне, как потребителю, в идеале, конечно, представляется следующая картина. Провалился твой автомобиль в яму, образовавшуюся в результате работы некой строительной компании, входящей в СРО, будь то во время работы, из-за того, что не огородили, или после, из-за того, что трубу прорвало, – не важно. Бежишь в соответствующую СРО, та сразу компенсирует ущерб и только после начинает разбираться с членом сообщества, который допустил образование этой ямы. Лишает его допуска к дальнейшим работам или другие какие меры принимает, не столь важно, так как пострадавший уже решил все свои проблемы, если они вообще решаются деньгами.

– Не следует, однако, при любом несчастном случае сразу бежать в саморегулируемую организацию, – поясняет Александр Витальевич Бобров, генеральный директор НП “Инжспецстрой”, как никто другой, знакомый с подобными ситуациями (в недавнем прошлом, с 2003 г. – председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга). – Если прорвало трубу и сквозь асфальт хлещет фонтан горячей воды, обращаться надо к организации, у которой эта труба на балансе. Как правило, это ГУП “ТЭК” или ТГК-1. Ответственность за подобные случаи перед горожанами несут балансодержатели. В свою очередь балансодержатель, ГУП “ТЭК” или ТГК-1 могут предъявить свои претензии подрядным организациям, выполнявшим работы по прокладке сетей и давшим на них гарантию – как правило, это 3 или 5 лет. Подрядчики могут воспользоваться страховкой для компенсации расходов. Если подрядчик виноват, страховки не хватило, и сам он не смог удовлетворить пострадавшего, и при этом входит в нашу СРО, мы будем с ним разбираться. За качество работ СРО отвечает не перед горожанами непосредственно, а перед заказчиком. Как правило, наши заказчики – это государственные структуры. Хотя бывают исключения – например, сеть подведена к частной больнице, заказчик – частное лицо. В любом случае, получение компенсации, конечно, упрощается.   СРО, выдающие допуски к работам вместо лицензий, гораздо ближе к народу. Не потому, что чиновники по сравнению с ними не умеют или не хотят работать. Просто в ведении СРО гораздо меньше организаций и работа оперативнее.

 Деятельность СРО, конечно, не сводится к тривиальному упрощению компенсаций при несчастных случаях, которые не столь уж частое явление на улицах Петербурга (число пострадавших от прорывов коммуникаций в сотни раз меньше, чем пострадавших от ДТП). Главное предназначение СРО – контролировать работу своих членов, коль скоро допуск к строительным работам, предполагающий некоторую степень доверия, выдавало именно оно. Для этого в составе СРО будет работать специальная комиссия. СРО, в свою очередь, будет контролировать “Ростехнадзор”. “Ростехнадзор” сейчас регистрирует все СРО, проверяет их благонадежность, ведет всероссийский реестр СРО и проверяет, насколько качественно они контролируют своих членов. Так что окончательно государство от процесса не устраняется.

– За государством останется контроль в таких сферах, как безопасность, экология, энергосбережение, не случайно Медведев недавно поднял вопрос о замене всех ламп накаливания на более экономичные, – поясняет Виктор Валерьевич Мусихин, член Совета НП “Инжспецстрой”. – Все остальное мы должны решать сами. Мы должны друг другу чистить ботинки, кормить друг друга, с этими функциями вполне справятся предприниматели. А государство должно заботиться о нашей жизни и безопасности. Если идет строительство газопровода, атомной электростанции, государство следит, чтоб никого не убило. Это естественно. Образование СРО – нормальный элемент формирования гражданского общества. Я это так рассматриваю.

        От самих себя застрахованные

 Границы, в пределах которых простирается ответственность СРО и их членов перед гражданами потребителями, достаточно широки. Страховкой на 3 копейки не обойдешься. Стать членами СРО смогут далеко не все компании. При вступлении в организацию-регулятор, помимо вступительного взноса 100 тыс. руб. (ежемесячные членские взносы впоследствии – по 20 тыс. руб.), компания вносит взнос в Компенсационный фонд – не менее 300 тыс. руб., как предусмотрено Законом “О саморегулируемых организациях”. Страховая сумма, которая может быть выплачена пострадавшим, установлена на достаточно высоком уровне. Если компания-виновник имеет оборот до 100 млн руб. – это 3 млн руб., чего вполне хватит на покупку небольшой квартиры, если та вдруг полностью утрачена из-за аварии инженерных сетей, что, конечно, маловероятно. Для компании с оборотом от 100 до 300 млн руб. страховая сумма – 5 млн руб., более 300 млн руб. – 7 млн руб.

Страховые риски будут компенсироваться страховыми компаниями, выбранными СРО или даже аффилированными с ними. Чем-то это похоже на государственную систему страхования вкладов и на страхование ответственности туроператоров перед клиентами туристических компаний. Опыт этих двух достаточно новых для страны институтов, конечно, применялся при разработке закона о СРО.

 Страховка пригодится не только потенциальным пострадавшим. Компенсационный фонд – дополнительная подушка безопасности для компании-подрядчика, которая допустила ошибки при строительных работах. Страховка от просчетов.

        Процесс и перспективы

  В развитых странах работает огромное количество саморегулируемых организаций. Среди них есть хорошо известные и нашим специалистам, например, API – Американская нефтяная ассоциация инженеров, она контролирует все, что связано с транспортировкой нефти, все оборудование, которое применяется в России, сделано по стандартам этой организации. Саморегулируемые организации формируют стандарты на качество услуг, на те или иные изделия, которые впоследствии становятся общепринятыми. Например, всем любителям фотографии хорошо известны стандарты DIN, в соответствии с которыми устанавливается чувствительность фотопленки. Многими они воспринимаются как государственные. На самом деле, эти стандарты – продукт, выработанный одноименно общественной организацией инженеров с такой аббревиатурой, немецким институтом стандартов DIN.

К 10 августа 80 некоммерческих партнерств представили в Ростехнадзор свои заявления на внесение в государственный реестр саморегулируемых организаций. 37 из них уже зарегистрированы. Опережающими темпами регистрируются московские и петербургские СРО – в провинции нереально набрать по 100 компаний, работающих в одной сфере и имеющих достаточно средств для страхования гражданской ответственности. Одна из крупнейших СРО, формируемых в Петербурге, – “Инжспецстрой”, принявшая в свои ряды 119 проверенных компаний и продолжающая прием. В ноябре это НП подаст документы на регистрацию в “Ростехнадзор”, еще пару месяцев спустя рассчитывает начать работу в полном объеме полномочий, установленных законом, – выдавать допуски на строительные работы и т.п.

– Фактически мы уже работаем, – рассказывает Борис Бутов, исполнительный директор “Инжспецстроя”. – Так был случай, когда фирма, член нашей организации, использовала контрафактную продукцию – трубы. Это сейчас распространенное явление – покупаются старые трубы, чистятся, полируются, на них ставится клеймо с лейблом известного олигарха. С виду трубы как новые, но металл устал. Их нетрудно вычислить по отсутствию нужных сертификатов. Мы решили проблему за 2 дня, поставили новые трубы, а виновным в этом инциденте сказали – если хотите работать здесь, разберитесь с дилерами. 

 Как много будет саморегулируемых организаций в Петербурге, дойдет ли дело до ожесточенной конкурентной борьбы между ними, приведет ли это к тому, что те СРО, которые попадут в реестр, монополизируют рынок и станут диктовать свои цены на строительные работы?

– СРО не могут быть конкурентами, в них насильно никто не затаскивает, – считает Михаил Кузнецов, член совета НП “Инжспецстрой”. –  Что касается энергетиков, они, конечно, будут создавать свои саморегулируемые организации. Скорее всего “Газпром” попробует создать СРО, объединяющую газовые компании. Электрики тоже попытаются создать свой союз. Другой вопрос – смогут ли они набрать более 100 компаний, необходимых для регистрации СРО в Ростехнадзоре. Если нет – СРО просто не зарегистрируют, и она не сможет начать работать. СРО будет не слишком много, так предопределено законом. Тем не менее, цены СРО не могут диктовать и не будут, такая задача не ставилась. Кроме того, все компании, желающие войти в СРО, работают на одном рынке, но в разных сферах. В конце концов, за этим процессом следит Федеральная антимонопольная служба, которая не допустит ценовых сговоров и монополизации строительной отрасли.