Третьим по популярности спортивным соревнованием (после Олимпиад и мировых футбольных чемпионатов) считается проводящийся раз в два года чемпионат мира по легкой атлетике. Очередной только что стартовал в Берлине и продлится всю эту неделю. О шансах петербуржцев на чемпионате мира «Городу 812» рассказал Владимир Куликов, вице-президент городской федерации легкой атлетики.
– Сколько петербуржцев отправилось в Берлин в составе сборной России?
– Девять.
– Это много или мало?
– Скажем так, это наша норма. Последние годы петербуржцы обычно составляют десятую часть сборной страны. Вот и сейчас в составе сборной России в Берлин уехало105 легкоатлетов, получается в среднем каждый десятый – из Петербурга.
– Два года назад на чемпионате мира в Осаке было десять петербуржцев, но никто из них не выиграл медали. Что ждать теперь?
– В призеры тогда действительно никто не попал, но почти все заняли высокие места – между 4-м и 7-м. Я понимаю, что болельщикам прежде всего медали подавай, но специалисты оценивают уровень спортсменов не только количеством завоеванных наград. Порой уже выход в финальную часть соревнований несомненный успех. Но нынче у нас шансы и на медали значительно выше. Причем в отличие от прошлых лет не только в командных дисциплинах, но и в индивидуальных.
– Начнем считать медали все-таки с командных.
– Когда считаешь потенциальные медали, многое зависит от того, поставят ли спортсмена в состав эстафетной команды или нет. Вот Антон Кокорин, видимо, побежит в эстафете 4х400 метров, но шансы ребят, великолепно выступивших на Олимпиаде, заметно снизились из-за отсутствия Дениса Алексеева, который тогда в Пекине показал второе время среди всех эстафетчиков. Зато женщинам вполне по силам выиграть эстафеты 4х100 и 4х400, но неизвестно пока, попадут ли в квартеты Наталья Русакова и Наталья Антюх.
– Антюх выступит и в индивидуальных соревнованиях после того, как показала неожиданно высокий результат в беге на 400 метров с барьерами?
– И у нее есть шанс на медаль, если пробежит также успешно. Как и у Оксаны Зброжек и Натальи Евдокимовой на дистанции 1500 метров. Как показывает практика чемпионатов мира, здесь совсем необязательно демонстрировать что-то сверхъестественное, достаточно просто пробежать в свою силу, и ты в призерах. Но мешает обычно волнение. Так что человека четыре, может быть пять, могут побиться за медали.
– Есть ли у наших легкоатлетов какой-нибудь дополнительный финансовый стимул, как перед Олимпиадой, когда отличившимся были гарантированы премии от Олимпийского комитета России и от городского правительства?
– Постановление правительства Петербурга о премировании спортсменов, занявших 1 – 3-е места на чемпионатах мира, независимо от вида спорта, существует, но деньги в нем прописаны незначительные – от 30 до 50 тысяч рублей. Однако в Берлин никто за деньгами не едет. Сами легкоатлеты отлично понимают, что если ты успешно выступишь на чемпионате мира, повысишь свои шансы на попадание в будущем в олимпийскую команду. А вот там уже будет настоящий стимул. Поверьте, те, кто вернулся с медалями из Пекина, обижены не были – получили свое и от Олимпийского комитета, и у себя в регионах, и от своих спортобществ, и по шикарному авто от президента России.
– На Западе спортсменов так не заваливают премиальными и подарками, как у нас.
– А они им и не нужны. Там играют по своим правилам – стал чемпионом мира, и тебе солидные фирмы сразу предлагают рекламный контракт не на один год. Телевидение и пресса популяризируют ту же легкую атлетику куда активней, чем у нас, и проблем со спонсорами не возникает. А из наших по-настоящему раскручена только Исинбаева. Вот была в Петербурге такая спортсменка, Ольга Маркова, она марафон бегала и дважды выигрывала в свое время соревнования в Бостоне. Так вот после второй победы в этом престижном марафоне ее пригласил на утреннюю пробежку сам Билл Клинтон. А домой она вернулась, и никто не знает у нас, кто такая Маркова.
– Раньше стадион “Петровский” использовался и легкоатлетами. А сейчас в угоду болельщикам “Зенита” снесли даже финишную будку, где располагались судьи во время легкоатлетических соревнований, чтобы на трибунах установить сотню-другую сидений. Не обидно?
– У нас осталась возможность производить фотофиниш, так что соревнования свои мы проводить на “Петровском” можем. Но после того как стадион отдали в доверительное управление футбольному клубу, мы действительно оказались там на правах гостей. Будем ждать реверансов от “Зенита”. Генеральный директор клуба Максим Митрофанов обещал не забывать про легкую атлетику. “Зенит”, например, взялся весной будущего года поменять на стадионе беговую дорожку, ее за последние годы серьезно “порвали”, с тех пор когда “Петровским” руководил Богдан Оганов и очень требовательно относился не только к состоянию футбольного поля.
– Проблемы с “Петровским” у вас возникли еще когда там на запасном поле постелили искусственный газон. С тех пор действительно негде метать копье, диск и молот?
– Еще не так давно в распоряжении метателей было шесть мест для занятий – “Петровский”, стадион имени Кирова, “Динамо”, “Спартак” в Удельной, “Нева” на Вязовой и манеж на Раевского. Теперь не осталось ни одного полноценного. Есть сектор на малой арене “Петровского”, но по соображениям безопасности там можно метать копье только на 75 метров, а это мало для Александра Иванова, который в составе сборной России сейчас выступает в Берлине. Правда, в ведение спорткомитета отдают земельный участок у манежа имени Алексеева на проспекте Раевского, кроме того, нам обещали стадион “Приморец”. Так что скоро и метателям найдется уголок.
– Александр Иванов выступает по т.н. “двойному зачету”, представляя, как и многие другие, помимо Петербурга еще какой-нибудь из регионов России. Это происходит потому, что в Петербурге тренироваться негде?
– Не только поэтому. Еще и потому, что это дает возможность получать денежное довольствие из двух источников, журналисты тоже не всегда в одном издании печатаются. Кроме того, двойное представительство с Москвой, как у Иванова, помогает решать проблемы с жильем. В столице в данном плане больше возможностей. А в Петербурге, к примеру, в год выделяется только 8 квартир с коэффициентом 0,4, то есть когда необходимо оплатить лишь 40 процентов от номинальной стоимости жилья. Претендовать на эту льготу могут только известные в городе люди, прославившие его и прожившие в Петербурге определенное количество лет.
– Эти 8 квартир предназначены исключительно для спортсменов?
– Нет, что вы. Претендовать на них может любой заслуженный петербуржец, просто в этом году среди счастливчиков оказались сразу двое легкоатлетов – Наталья Антюх, как призер Олимпийских игр и чемпионка мира, а также многократный чемпион России марафонец Алексей Соколов.
– А что со строительством легкоатлетического комплекса у СКК “Петербургский”?
– Если бы не кризис, работы там, думаю, уже были бы в полном разгаре. По проекту на проспекте Гагарина появятся два легкоатлетических ядра – закрытое для занятий в зимнее время и открытое. Пока же большую помощь оказывают нам новые пришкольные стадионы. Пусть вокруг футбольных полей и не классическая беговая дорожка, только 200 метров вместо 400, но для уроков физкультуры и это здорово. Кроме того, мы используем эти стадионы для занятий районных спортшкол. Пока не охвачены только четыре района – Фрунзенский, Красносельский, Курортный и Кронштадтский.
– Помогает ли вам президент городской федерации легкой атлетики Андрей Лихачев после того, как перестал быть главой “Ленэнерго”?
– Мы выбирали человека, впрочем, это делают и другие федерации, который мог бы помочь не словами, а практически. Благодаря Андрею Николаевичу мы получили на 5 лет 10 миллионов рублей внебюджетных средств. Это хорошие по нашим меркам деньги, они идут на премии перспективной молодежи, специальную обувь и необходимое оборудование. Теперь Лихачев работает в РЖД, советником у Якунина. В Питере бывает не часто, мы подстраиваемся под его график, и по крайней мере заседания президиума федерации планируем так, чтобы он мог присутствовать. Срок его полномочий заканчивается уже в скором времени, так что буду с ним разговаривать, выяснять, есть ли у него желание и возможность продолжить работу с нами.
– Теперь любой разговор о легкой атлетике не может обойтись без темы допинга. Как с ним борются в Петербурге?
– Никак пока, к сожалению. Просто у нас нет соответствующей антидопинговой лаборатории. Но председатель нашего спорткомитета Вячеслав Чазов планирует ее создать к 2010 году, хотя занятие это дорогое и трудное. Одна проба обходится в 200 долларов. А одних запрещенных препаратов – 50 тысяч наименований плюс аналоги. Вот у вас подскочило давление, вы приняли таблетку, и это уже допинг, потому как в состав любого соответствующего препарата входит мочегонное.
– В Берлине будут допинг-скандалы?
– Тут давать прогнозы сложнее, чем относительно медалей. Впрочем, у трех бразильских бегунов уже по прибытии в Германию контрольные пробы дали положительный результат. В Берлине вообще будет взято рекордное количество допинг-проб.