В Петербурге закрывается последний государственный яхт-клуб. Строительство частных яхт-клубов тоже идет непросто. В Неву по-прежнему не может зайти ни одна яхта под иностранным флагом. И как в таких условиях Петербург может стать центром европейского яхтинга, о чем заявляют городские власти?
Оборона без яхт
В конце июня в Москве прошел аукцион, на котором пытались продать землю яхт-клуба 81-го Спортивного клуба ВМФ, что на Шкиперском протоке в Петербурге. Невский яхт-клуб (так он назывался в момент открытия) был учрежден в 1894 году. Учредители – великий князь Александр Михайлович, граф Шереметев и пр. Устав подписал Николай II. Открыли яхт-клуб в ковше Галерной гавани, т.е. на нынешнем своем месте, где он благополучно проработал до 1925 года. Даже революция никак на него не повлияла.
– Состоять в Невском императорском яхт-клубе, ходить под парусом, были обязаны все морские офицеры Петербурга, – рассказывает Галина Шереметьева, начальник отдела материально-технического обеспечения и тренер 81-го СК ВМФ.
– Вы случайно не родственница учредителя клуба графа Шереметева? – прерываю я ее рассказ.
– Граф был Шереметев, а вся его челядь – Шереметьевы.
Первая атака на Невский яхт-клуб в Галерной гавани была предпринята в 1925 году – клуб переселили на остров Декабристов, а на месте его на Шкиперском протоке построили большой ангар для гидросамолетов Балтийского флота. (Ангар 1926 года постройки, кстати, оказался на редкость живучим – в его помещении хранятся сейчас в зимний период яхты). В 1956 году яхт-клуб вернулся на свое место в Галерную гавань и назывался теперь Центральный яхт-клуб Военно-Морских сил. В 1983 году при нем создали детско-юношескую школу олимпийского резерва по парусному спорту. Несколько лет назад Центральный яхт-клуб ВМФ был переименован в 81-й Спортивный клуб ВМФ в связи с тем, что в состав этой организации, кроме яхт-клуба, вошел еще и бассейн ВМФ. Работников яхт-клуба это сразу насторожило – из названия выпадало слово, позволяющее идентифицировать клуб как яхт-клуб. Что такое 81-й СК ВМФ, если судить по названию? Просто какой-то, не первый по номеру спортивный клуб. Пару лет назад Минобороны сделало еще один шаг на пути к маскировке стратегического объекта.
Летом 2007-го в клуб, который занимал к тому моменту 6 га по адресу Шкиперский проток, 12, пришел приказ Министерства обороны за подписью министра Анатолия Сердюкова – в срок до 1 августа того же года освободить занимаемые помещения и территорию “в целях эффективного использования недвижимого военного имущества”.
Подчиняясь приказу министра, весь штат клуба – 12 человек, в т.ч. тренеры детской парусной школы, переехал навстречу прямой угрозе в дом по адресу Шкиперский проток, 10. Угрозе, потому что здание подлежит сносу по статье “под государственные нужды” – на этом месте будет построен Западный скоростной диаметр. Территорию клуба разбили на 2 части: одну под будущий ЗСД, другую, самую лакомую, 4,8 га, примыкающую к Галерной гавани Финского залива, где сейчас стоят все яхты клуба + ангар для зимнего хранения и ремонта (1926 года постройки), выставили на торги как часть ненужного имущества Министерства обороны. Таким образом, от одного из старейших яхт-клубов города в итоге не должно остаться вообще ничего, кроме коллектива и движимого имущества (у яхт-клуба 22 собственные яхты, среди которых 22-метровая яхта Adventure, подарок Министерства обороны Великобритании). Клуб, как уверяют, уникальный в своем роде – только здесь сегодня работает бесплатная парусная секция для детей и бесплатная парусная секция для взрослых, где занимаются как военные, так и гражданские. Клуб находится на государственном финансировании из бюджета Минобороны, однако денег дают мало. Фактически яхт-клуб находится на самоокупаемости, сдавая в аренду места под стоянку частных яхт, каковых сейчас в клубе фрахтуется около 100. С переездом на новое место клуб лишается этого дохода.
Взамен клубу предлагается территория в 0,6 га, т.е. в 10 раз меньше той, что у него сейчас, и, по мнению яхт-клубовцев, не слишком пригодная для этих целей – по адресу Петровская коса, д. 5, на месте впадения реки Керосиновки в Финский залив.
– Сейчас у нас самое удобное место в городе – Галерная гавань, защищенная от всех ветров, идеальное место для тренировок, особенно детских, – рассказывает Галина Шереметьева.
– До сих пор мне казалось, что наличие ветра – необходимое условие для занятий парусным спортом.
– На дистанции гонок, но не на стоянке, где яхты будут биться друг о друга. Нам предлагается место на береговом уступе, где мелко и очень сильное течение. Отчаливать и причаливать на яхтах там совершенно нереально, тем более детям на “Оптимистах” (крохотная яхта. – А.О.).
Другой вариант – территория недавно погибшего яхт-клуба в Кронштадте, куда, по мнению Шереметьевой, никто не будет ездить.
История вполне типичная и понятная, если бы происходила 2 – 3 года назад, когда точно так же в массовом порядке гибли гребные яхт-клубы на Крестовском острове и другие спортивные объекты, расположенные на землях, которые просто грех не распродать под строительство элитной недвижимости. Аналогичным образом погиб яхт-клуб Морского технического университета и переехал на новое место яхт-клуб “Балтиец”, отодвинутый в сторону клубом российско-китайской толерантности “Балтийская жемчужина”. Так продолжалось бы и дальше, если б на защиту спортивных клубов не встал Путин.
– В марте 2008 года Путин подписал закон “О спорте”, запрещающий перепрофилировать спортивные сооружения. И мы писали о нашем случае Медведеву, ища у него защиты, но тот переслал письмо в Минобороны, откуда оно вернулось по кругу в штаб Ленинградской военно-морской базы.
– И что говорят ваши начальники?
– Они говорят “есть”, выполняя приказ Минобороны. Сочувственно к нам отнеслась губернатор. Валентина Ивановна посоветовала оформить клуб юридически как спортивное учреждение – это нас спасло бы. Но инженерная служба Ленинградской военно-морской базы оформила нас как производство и складское помещение, используя тот факт, что когда-то здесь хранились гидросамолеты. Аукцион проходит в Москве, так что покупатели могут и не знать, что покупают землю спортивного клуба. Это для них и не так важно – формального обременения нет, все находящиеся здесь сооружения можно снести.
Спасти 81-й СК ВМФ пока помогли только неимоверные аппетиты Министерства обороны, назначившего неимоверную цену за землю под клубом. Стартовая цена лота в 4,8 га, выставленного на аукцион, – 857 млн рублей. Торги по территории 81-го СК ВМФ, “к счастью, не состоялись”, по причине отсутствия покупателей.
– Но мы продолжаем воевать, пока будущее наше остается совершенно неопределенным, торги могут назначить снова, – говорит Галина Шереметьева.
Случайность или тенденция
Грядущее закрытие последнего государственного яхт-клуба – частный случай или тенденция.
– Скорее всего, государственные яхт-клубы вымрут как класс, – считает Владимир Логинов, вице-президент Санкт-Петербургского парусного союза. – Хотя многие яхт-клубы в городе оформлены как общественные организации, 81-й яхт-клуб ВМФ – фактически последний из государственных. Центральный яхт-клуб считается профсоюзным. Но форма собственности Фонда имущества профсоюзов, который владеет клубом, – ООО, учредители – 10 физических лиц.
– Но у них же есть обременение, они должны развивать спорт!
– Сегодня Центральный яхт-клуб – чисто коммерческое предприятие, они только прикрываются спортом. Спорт они не развивают, а развивают коммерческую деятельность, впрочем, так же, как и 81-й клуб ВМФ, сдавая места для стоянки катеров и яхт в аренду. В яхт-клубе ВМФ есть детская школа, и в Центральном – даже две. Но государственных бесплатных секций парусного спорта сейчас нет, даже детских, о взрослых я уже и не говорю. И, очевидно, никогда не будет. Тем не менее, парусный спорт будет развиваться. Все, кто занимается им как спортом и как коммерцией, будут обеспечивать детям тепличные условия. Потому что дети – их будущие клиенты. Но не только поэтому. В парусном бизнесе нет случайных людей. Это любовь на всю жизнь.
Сегодня в Петербурге зарегистрировано 43 тыс. маломерных судов (это по данным главы Комитета по транспортной и транзитной политике Смольного Николая Асаула). А к 2025 году их должно стать 60 тысяч.
Рост числа судов идет, правда, пока не за счет яхт. За год в городе покупается 8 – 10 новых яхт. Средняя цена новой яхты – 120 тыс. евро, подержанную яхту производства стран социалистического содружества можно купить за 30 тыс. евро, новый “Дракон” – около 250 тыс. евро. Маломерный флот пополняется в основном за счет катеров.
– Комфортабельные катера покупаются не для рыбалки, а для подписания госконтрактов на борту с хорошей выпивкой и девочками, – рассказывает Леонид Чижик, председатель оргкомитета самой крупной в Петербурге и Ленобласти регаты “Кубок OrlovADesign & RedFox”, капитан яхты “Бемби”. – Один мой хороший знакомый недавно купил первый свой катер, сразу хороший, и заработал на нем столько, что говорить не о чем. Для делового человека в какой-то момент становится важным имидж и выкатывание чиновников. Достаточно 1 раз в 2 года выкатывать высокое должностное лицо, и самый хороший катер окупается. Сейчас приглашать серьезного человека на переговоры, не имея катера, – просто неприлично. Яхты под парусом – это немножко из другой оперы, но и в вышеописанных целях они тоже используются. Сейчас яхта – такой же эксклюзив, каким был шикарный катер лет 5 назад.
Еще в Смольном хотят сделать Петербург центром мирового яхтинга – чтобы город ежегодно посещало 10 тысяч яхт. Правда, пока этому сильно мешают российские законы. Сейчас яхты под иностранными флагами без спецразрешений могут встать на прикол только в пограничной зоне, то есть на территории Морского вокзала, где места для стоянки яхт, правда, нет. Правда, в Комитете по транспортно-транзитной политике Смольного пишут проект закона о развитии яхтенного туризма в России, который должен разрешить зарубежным яхтам заход во внутренние российские воды.
В любом случае всей этой прорве катеров и яхт пока совершенно негде стоять. На 43 тысячи судов приходится 5,3 тыс. мест для стоянки – даже непонятно, где стоят остальные 38 тысяч маломерок.
Этой зимой правительство Петербурга приняло специальную схему размещения и развития объектов маломерного флота. Решено, что из 18 районов Петербурга аж 12 перспективны для размещения маломерного флота. Планируется, что количество стояночных мест увеличится до 16 тыс. Для этого отведут 460 га, на которых разместятся аж 116 стоянок, от маленьких до больших. Но где конкретно эти гектары – общественности неизвестно. Известно только, что город сам в инфраструктуру особенно вкладываться не хочет, рассчитывая на инвесторов.
– В районах уже все известно, и очень конкретно, сидят – ждут инвесторов, – рассказывает Владимир Логинов. – Приходишь: говорят, о, как замечательно, мы вам обязательно поможем. И начинают
помогать, предлагают варианты. Люди очень энергичные. Не скажу, чтоб все было просто – чиновники сейчас очень голодные, по сравнению с прошлым годом аппетиты возросли в несколько раз. Основные сложности – с оформлением земли, водопользования. Вам непременно начнут доказывать, что яхт-клуб именно в этом месте может помешать судоходству.
– То есть все бесполезно?
– Если есть энергия и желание, даже это преодолимо.