Поздно ночью 14 ноября (в 23 ч. 10 мин.) от пресс-службы вице-губернатора Батанова пришло сообщение: «Город перестанет субсидировать поездки туристов в общественном транспорте». За этой новостью о дискриминации туристов скрывалось сообщение о росте стоимости проезда в Петербурге.
На самом деле подорожание коснется всех петербуржцев, а не только гостей города. С 1 января 2020 года билеты вырастут в цене на 10 рублей. Таким образом, проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае обойдется в 50 рублей, на метро – в 55 рублей.
Но при использовании электронных билетов предусмотрена скидка. Пресс-служба сообщает, что стоимость разового проезда по «проездным билетам» вырастет всего на 4%. Подробной расшифровки – по каким именно проездным дадут скидку и сколько же конкретно подорожание составит в рублях – в Смольном не дали.
Рост стоимости проезда происходит в контексте масштабной транспортной реформы, в результате которой в Петербурге будут сокращены сто маршрутов общественного транспорта, отменены маршрутки, на треть сократится количество автобусов. Эти перемены и так не вызывают оптимизма у многих горожан. Теперь власти пытаются убедить петербуржцев, что подорожание проезда – это не страшно и не больно. Аргументы такие:
– Наличными оплачивают проезд только 15% пассажиров общественного транспорта Петербурга. 33% пользуются картой «Подорожник», 42% – иными льготными проездными билетами (для пенсионеров, студентов, школьников и других категорий). Оставшиеся 10% рассчитываются за проезд банковскими картами, имеющими собственную систему льгот. Таким образом, стоимость проезда в общественном транспорте Петербурга для 75% пассажиров увеличится на 4%.
Если расклады Смольного верны, то 25% пассажиров, для которых проезд подорожает на 10 рублей, по приблизительным оценкам составляют 375 тысяч человек.
По словам представителей транспортного блока, большинство поездок в Петербурге – 86% – оплачивается карточками. Откуда взялись эти цифры, кто, как и когда их подсчитал, доподлинно не известно. Конкретных ответов, со ссылками на исследования, чиновники не предоставили.
«Город 812», кажется, нашел эти исследования. Они размещены на сайте СПбГКУ «Организатор перевозок» (организации, непосредственно занимающейся транспортной реформой в Петербурге) и неожиданно называются «Билетное меню». По факту это интернет-анкета, центральной темой которой является вопрос: «Как вы оплачиваете проезд?»
На вопрос ответили 296 человек, из них 87% (258 человек) сказали, что пользуются электронными билетами. Это как раз те самые «проценты», на которые ссылаются транспортные чиновники, обосновывая подорожание билетов. Возможно, это и случайное совпадение, но других исследований на эту тему обнаружить не удалось.
Зато имеются решения Арбитражного суда СПб и ЛО, куда СПбГКУ «Организатор перевозок» обращался в связи с государственным контрактом на обследование пассажиропотоков в Петербурге. Это обследование за 22 миллиона рублей по заказу ведомства несколько лет назад выполняло ООО «Комплексные транспортные системы». Однако то, как велись исследования, заказчика не устроило, и контракт был расторгнут. Возможно, это «недообследование» лежит в основе решений по транспортной реформе?
Елена Роткевич