Последний польский король Станислав Понятовский отрекся от престола 25 ноября 1795 года . Станислав Понятовский был красив, умен, образован. Это не помешало ему погубить Польшу. А самого Понятовского погубила любовь.
В молодые годы он много путешествовал. И прибыл в Петербург в свите английского посла. И отправился в Ораниенбаум – на именины наследника престола Петра Федоровича, будущего императора Петра III.
На именинах он познакомился с женой наследника – Екатериной Алексеевной. Молодой поляк отметил «большие синие глаза навыкате, много говорившие», «рот, зовущий к поцелую», а также «руки и плечи совершенной формы».
Вообще-то Екатерина не отличалась особой красотой, но о вкусах, как говорится, не спорят. Понятовский влюбился. Сильно влюбился. И даже, по собственному признанию, «позабыл, что существует Сибирь».
Екатерина тоже влюбилась. Она вообще часто влюблялась.
Влюбленные начали встречаться. Разумеется, тайно. Ведь их подстерегали опасности.
Скажем, как-то раз Понятовский пришел к любовнице вместе со шведским посланником графом Горном. Им навстречу выбежала болонка Екатерины. Незнакомого Горна она облаяла, а Понятовского обласкала.
Мудрый швед сразу сообразил, что поляка в покоях великой княгини хорошо знают. Даже слишком хорошо.
Но Горн не выдал секрета. Понятовский продолжил визиты к Екатерине. А потом он получил повышение по службе – стал посланником Польши при русском дворе.
Солидный пост не охладил пыл Станислава. Он по-прежнему хаживал к великой княгине, выдавая себя за музыканта великого князя.
Однажды охрана поймала лжемузыканта и отвела к Петру Федоровичу. Великий князь приказал спустить польского посланника с лестницы.
Вышел дипломатический конфуз. Понятовскому пришлось покинуть Петербург и расстаться с любимой женщиной.
Пока он прозябал в Польше, в России произошло множество важных событий. Умерла императрица Елизавета Петровна, и на престол вступил Петр III. А потом Екатерина свергла его и сама стала царствовать и всем владети.
Понятовский обрадовался и засобирался в Петербург. Он видел себя важной персоной при дворе новой императрицы, а возможно, и ее супругом.
Но Екатерина II его, что называется, обломала. «Убедительно прошу вас не спешить приездом сюда», – так она написала экс-любовнику. Я, мол, «должна соблюдать тысячу приличий и тысячу предосторожностей». «Пишите мне как можно меньше или лучше совсем не пишите без крайней необходимости».
Оно и понято: у императрицы появился новый любовник – Григорий Орлов. А кроме того, она старалась выглядеть российской патриоткой. Зачем ей любовник-иностранец?
И все же Екатерина чувствовала какую-то неловкость. Ей хотелось отблагодарить Понятовского за сладостные, так сказать, мгновенья любви.
И она отблагодарила. Она сделала его польским королем. С помощью угроз и небольшого насилия.
Надо сказать, Понятовский подарок не оценил. «Не делайте меня королем, призовите меня к себе», – умолял он.
И его можно понять. Король в Польше мало чего решал. А уж Понятовский и подавно. Он оказался послушной марионеткой в руках властолюбивой российской императрицы. Всеми делами в Варшаве заправлял российский посланник.
Понятовский не хотел быть королем, но отказать любимой женщине не мог. И стал посмешищем на троне. Поляки его не любили. И называли «соломенным королем».
Впрочем, «соломенный король» жил на широкую ногу, кутил, заводил любовниц, общался с поэтами и художниками.
А Екатерина II оплачивала его долги. Но небескорыстно. Россия, Австрия и Пруссия начали делить Польшу. В первый раз – в 1772 году.
Понятовский жаловался Екатерине: «Не для того же, чтобы Польша была расчленена при моем правлении, угодно было вам, чтобы я носил корону?»
Вроде бы умный человек, а дурачок. Именно для этого – для расчленения Польши – Екатерина и возвела его на трон.
В 1791 году король Станислав взбрыкнул. Он подписал конституцию, которая давала Польше шанс на выживание. Но Екатерина II рявкнула, и «соломенный король» пошел на попятную. Польшу разделили во второй раз.
А затем Тадеуш Костюшко поднял восстание. Но Суворов это восстание подавил. Польшу поделили в третий раз. Окончательно. Польша перестала существовать, а Станислав Понятовский отрекся от престола.
Бывшего короля поселили в Гродно. Его содержание оплачивали Россия, Австрия и Польша – те самые страны, которые присвоили себе польские земли.
Понятовский так и жил в Гродно, пока Екатерина не умерла. А Павел I вызвал экс-короля в Петербург.
Понятовский поселился в Мраморном дворце. И занялся привычным делом – устраивал балы, общался с учеными и прочими интересными людьми. А в 1798 году Понятовский умер.
Этот небездарный, но слабохарактерный человек искренне любил российскую императрицу и свою родину. Но в итоге потерял и Екатерину, и Польшу. Потому что надо было выбирать что-то одно.
Глеб Сташков
- Станислав Понятовский