В России хотят сделать шахматы обязательным школьным предметом – как в Армении. Но у нас пока до практики дело никак не дойдет. Зато реанимировали Всесоюзный турнир среди школьных команд «Белая ладья» (его инициаторами были писатель Лев Кассиль и чемпион мира Василий Смыслов). Этим летом лучшими среди 106 команд-участниц стали ученики школы № 31 Василеостровского района Петербурга, которых к финальному турниру готовил международный гроссмейстер Сергей Климов. Поговорили с ним о детях и шахматах.
– Ваша команда состояла из ребят, которые дополнительно к учебе активно занимаются шахматами?
– У нас из четырех человек – трое кандидаты в мастера. Все они ученики 6–9 классов, но занимаются еще в Василеостровской СШОР.
– А в самой школе шахматные занятия тоже бывают?
– При желании они доступны всем без исключения, шахматный кружок функционирует для школьников всех возрастов, начиная с первоклашек: есть группа начинающих, и очень многие проявляют интерес. Немало детей, уже в детских садах получивших первые азы шахмат, кто-то занимается еще и в спортшколе.
– Значит, шахматы в 31-й школе пока не обязательный предмет?
– Нет, просто в этой общеобразовательной школе выстроена своего рода шахматная вертикаль для неравнодушных к этой игре, среди них проводятся соревнования. Это своего рода гимнастика ума.
– А что с идеей сделать шахматы обязательным предметом во всех общеобразовательных школах – она заглохла?
– Нет, она имеет продолжение, но постоянно наталкивается, как я понимаю, на различного рода вопросы организационного плана.
– Например?
– Понятно, что прежде чем ввести какой-то новый предмет, необходимо подготовить необходимые для этого нормативные документы, разработать учебную литературу и методические пособия, они должны пройти соответствующую экспертизу. Потребуется еще и материальная база, конечно, но самый острый вопрос – кадровый. На каждую школу у нас в Петербурге, например, по шахматисту, да еще и имеющему педагогические наклонности, не найдешь. Поэтому учителей отправляют на переквалификацию, где их учат преподавать шахматы. Это краткосрочные курсы до 72 часов.
– И учителя идут?
– Да, и из начальной школы, и те, кто преподает общеобразовательные предметы, и учителя физкультуры. Планируется, что обучение шахматам коснется начальной школы, где один из уроков физкультуры можно заменить на шахматы. Увеличивать учебную нагрузку никто не будет – здесь все строго регламентировано.
– Инициаторы этой идеи какую конечную задачу ставят – растить через школьные уроки будущих гроссмейстеров или повышать общий интеллектуальный уровень учащихся?
– Не думаю, что спортивная составляющая здесь главная. В семь лет найти шахматные таланты, конечно, тоже можно, но этим детям придется тяжело, они поначалу будут уступать сверстникам, которые уже давно играют, а через негатив поражений смеет пройти не каждый. В то же время известно, что Михаил Ботвинник начал играть с одиннадцати лет и вырос, тем не менее, в чемпиона мира. Вот воспитательный момент в новой инициативе есть безусловно – шахматы учат ответственности за свои поступки и, что очень важно, учат уметь проигрывать и позволяют понять: не все в жизни будет идти как по маслу. Ну и то, что дети, которые играют в шахматы, учатся лучше – это факт. Министерство образования заказывало долгосрочное исследование относительно успеваемости и занятия шахматами, и оно показало положительную корреляцию. Насколько я понимаю, собрали две группы школьников одного возраста, в одной занимались шахматами, в другой – нет, и в первой показатели успеваемости оказались заметно выше.
– В вашей школе это давно поняли?
– Руководство само пришло к тому, что это интересно и полезно для учащихся. И мы не одни такие в Петербурге. Я как-то встречал в прессе цифру, что порядка 30 процентов школ в городе имеют секции по шахматам. И мне кажется, что она вполне соответствует действительности.
– Вот в Армении шахматы в школах уже несколько лет обязательный предмет, и результат имеется – сборная этой страны на нескольких шахматных олимпиадах подряд в призерах…
– Всеобуч не может дать спортивного результата. Это в футболе правила можно объяснить за 15 минут, в шахматах для это потребуется год. Какой-то косвенный выхлоп может быть в том плане, что занятия шахматами становятся более престижными, чем другими видами, и как следствие, количество переходит в качество. Но прямой зависимости я не вижу. А шахматные успехи Армении объясняются тем, что бывший президент страны возглавлял национальную федерацию. К тому же, страна небогатая, и шахматы – отличная возможность выбраться в люди, а это хорошо стимулирует.
– Вы сказали, что если ставить высокие спортивные задачи, то начинать играть в шахматы стоит пораньше. Когда же?
– С детского сада, лет с четырех-пяти. Сейчас первенство России, да и первенства Европы и мира проводятся для детей до девяти лет – это самая первая возрастная категория. Участникам по 7–8 лет, и они играют в силу второго взрослого разряда. Так что только начинать в этом возрасте уже поздно, если, повторюсь, вы хотите, чтобы ваш ребенок стал профессиональным шахматистом. Хотя исключения, конечно, случаются.
– А вы сами как и когда начали играть в шахматы?
– Меня сосед научил, когда мне восемь было. Сначала не больно понравилось, затем увлекся.
– В школе шахматы помогали или отвлекали от учебы?
– Однажды даже играл в шахматы на пятерку. С учителем по русскому языку и литературе, он второразрядник был, тоже в свое время занимался во Дворце пионеров, как и я. У нас было условие, что выиграю до 20 хода, и я добился выигрышной позиции, но поставил мат только на 24 ходу. Пари я проиграл, но пятерку мне все равно поставили.
– А если серьезно?
– Ну уж всяко увлечение шахматами мне никак не повредило. Учился хорошо, было понимание, что если уезжаю на соревнования, надо как-то дополнительно самостоятельно заниматься. Для общего развития шахматы, безусловно, полезное занятие, да и мозги нужно всегда тренировать.
– С чего все-таки стоит начинать занятия шахматами – с теории или практики?
– Существуют две противоположные позиции: проводить лекционные занятия и от них идти к практике или дать возможность как можно раньше начать играть – в надежде, что все само придет. Тогда дети сами невольно начнут учить друг друга: если один сделает неверный ход, то соперник ему объяснит, что так нельзя и почему нельзя. Кроме того, игра, как правило, больше заинтересовывает. Так что можно выучить начальную расстановку фигур, объяснить, кто как ходить должен, и посадить детей за доски, а по пути все выяснится. Плюс игра сама по себе вызывает интерес.
Если же пользоваться обучающими учебниками, где один урок – одна тема, то дети в течение полугода будут сидеть, глядя на преподавателя. Не потеряют ли они интерес при таком подходе? В детских садах это обращают в развлекательную форму – например, как Мишка учил играть зверей, и все это происходит с шутками да прибаутками.
– Сегодняшние дети умнее, чем мы с вами были в их возрасте?
– Они знают гораздо больше – это безусловно. Сами шахматисты знают о шахматах значительно больше, чем их предшественники. Сегодня любой гроссмейстер в курсе того, что анализировал Гарри Каспаров, готовясь к матчам с Анатолием Карповым. Процесс усвоения информации идет более активно и с более раннего возраста. И детей это тоже касается – они уже в школьном возрасте становятся кандидатами в мастера и сегодня знают никак не меньше, чем хороший советский мастер спорта.
– Компьютер им в этом помогает?
– Здесь тоже не все так просто, отрицательные моменты тоже есть. Благодаря компьютеру мы получим более сильно считающих варианты игроков, знающих дебюты, но спорный вопрос – сильнее ли они при этом играют в шахматы, лучше ли понимают саму игру.
Сергей Лопатенок