В пятницу официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) опубликовал решение, принятое тремя днями ранее и запрещающее Российской железной дороге (РЖД) включать в цену билета стоимость пользования постельным бельем. РЖД, также на своем официальном сайте, отреагировала немедленно. Пообещав обжаловать в Арбитражном суде решение ФАС, как нарушающее санитарные нормы.
Любопытно, что ФАС занималась этим делом по инициативе Генпрокуратуры, которая решила встать на защиту пассажира от “навязывания ему услуг, не относящихся к предмету договора”. Простыми словами, проезд – отдельно, постель – отдельно.
Спор имеет предысторию. Лет десять назад РЖД попыталась включить в стоимость билета гигиенический пакет (мыло, салфетку и зубочистку). Тогда народ воспротивился и обязательную услугу быстро отменили. Белье включили в стоимость билета с 1 августа 2006 года. За прошедшие годы население окультурилось и не протестовало.
Пассажиры давно привыкли, что в фирменных поездах Петербург – Москва и обратно постели аккуратно застелены. Уже три года в нефирменных составах комплекты с бельем в целлофановых пакетах лежат на столиках, избавляя пассажиров от поисков мелких купюр, а проводников от сбора денег.
Постепенно услуга “белье включено” проникло в плацкартные вагоны. Что, на взгляд опрошенных нами пассажиров, удобно. Вместо томительного ожидания, когда проводник соберет все 54 билета, а затем, собрав деньги и найдя сдачу, раздаст всем пассажирам постели, публика быстро надевает простыни на матрасы и располагается по полкам.
Считается, что Генпрокуратурой двигало желание продемонстрировать заботу о страдающих от кризиса пассажирах, ездящих в “третьем классе”.