Пару лет назад, когда совсем молодые люди массово пошли на протестные митинги, многим показалось, что молодежь «наконец, политизировалась». Но молодежного бунта не случилось. О том, почему – «Городу 812» рассказали петербургские студенты в серии написанных по просьбе редакции аналитических материалов. Первые четыре взгляда см. здесь, тут , тут и тут. Представляем взгляд пятый.
Звездой № 1 мировой политической сцены этой осенью стала 16-летняя школьница из Швеции Грета Тунберг. Девочка решила не ходить в школу, пока власти не решат проблему лесных пожаров, вызванных глобальным потеплением. Она вышла к зданию парламента с плакатом: «Школьная забастовка за климат».
Протест вызвал широчайший оклик в сердцах неравнодушных людей, и каждый день к забастовке Греты присоединялось все больше и больше народу, а сама девочка прославилась на весь мир, начав регулярно выступать на престижнейших международных форумах.
Грета делится с миром своим гневом и разочарованием, обвиняет государства в неправильной экологической политике. Оставим в стороне фактор её юного возраста. Раз уж к ней так серьёзно отнеслись во всём мире, логично предположить, что в её высказываниях есть какие-то новые идеи и подходы, которые до сих пор в голову человечеству не приходили. Итак, предлагает ли Грета Тунберг что-нибудь конкретное для того, чтобы решить те проблемы, которые её так взволновали, что даже отвлекли от посещения школьных занятий?
На первый взгляд, девочка предлагает нечто очень конкретное – а именно, всем в мире следовать её правильному примеру. Она, например, отказалась от передвижения на самолетах, предпочитая поезда, стала веганом, не использует пластик. Недавно Тунберг заявила, что отправится на саммит в Мадриде из США на катамаране, а не на самолете, чтобы не загрязнять углекислым газом атмосферу.
Но есть ли в этих «образцовых», а лучше сказать экзотических действиях Греты Тунберг хоть что-то по-настоящему конструктивное? Думаю, нет.
Катер, на котором она передвигалась, обратно в США перевезут на самолете, так что в любом случае природа будет загрязнена. Да и вряд ли стоит сомневаться в том, что никто в мире (за исключением, быть может, нескольких эксцентриков) не откажется, под влиянием «примера» Греты Тунберг, от такого прекрасного и самого быстрого средства передвижения, как самолет. Никто не захочет скатиться в Средневековье и перестать пользоваться многими благами цивилизации, которые (о, ужас!) загрязняют окружающую среду, никто не перейдёт с автомобильной – на конную тягу.
Разумеется, экологических проблем – масса, и многие из них совершенно неотложны. Но разве их надо решать так, как это предлагает Грета Тунберг? Нет ли в её затеях обратного – приучения общества к мысли о том, что серьезной, интеллектуальной, а не рекламно-бутафорской борьбы за экологию не может быть в принципе?
Удивительно и весьма грустно, что Нобелевскую премию хотят вручить девочке, которая кричит на взрослых людей и посылает им злые гримасы с трибуны ООН, а не Бояну Слату – изобретателю из Нидерландов, который, так же, как и Грета, в 16-летнем возрасте стал интересоваться проблемами загрязнения окружающей среды и в итоге выдвинул конкретную и конструктивную идею. А именно, изобрел устройство для сбора морского мусора, очистки мирового океана от пластика, которое представляет собой систему искусственной береговой линии посреди мусорного пятна.
Система включает в себя две составляющие – поплавок и так называемую «юбку». Поплавок держит мусор сверху, не дает ему распространиться по океану, «юбка» выполняет похожую функцию, но делает это снизу. При этом обитатели океана могут легко проплыть под этой конструкцией, то есть никаких неудобств она для окружающей среды не доставляет. Устройство имеет U-образную форму и само плывет по направлению наибольшей концентрации пластика, благодаря расположенным на поплавке сенсорам. Собранный мусор будет отправляться на берег и перерабатываться.
Боян Слат стал первым и самым молодым ученым, который попытался решить эту проблему интеллектуальным, а не рекламно-бутофорским способом. Несмотря на то, что молодой ученый стал обладателем премии “Чемпион земли” в 21 год, увы, все же по достоинству его не оценили.
25-летний Боян Слат не имеет армию поклонников в количестве 9 миллионов человек, как Грета, не создаёт ярких, на грани китча, информационных поводов, не пытается призвать человечество к замедлению технического прогресса, не ведёт себя агрессивно на публике. Он просто предлагает реальные варианты решения проблем. Так почему же мы, люди, не замечаем настоящих героев нашего времени?
Мой ответ на этот вопрос – неутешителен. Потому что большая политика – это всегда большая фальшь. И чем глобальнее что-то яркое и всеми востребованное, тем больше шансов на то, что это – очередной мыльный пузырь. И в этом – ответ на вопрос о том, почему лично я, например, не слишком интересуюсь современной политикой. Она всё время норовит подсунуть мне не тех и не то. А то, что действительно достойно внимания, и те, кто на самом деле заслуживает всеобщего уважения – мне приходится отыскивать в информационном потоке самостоятельно, без помощи «большой политики».
Таисия Горшенина