Петербуржцы не намерены отказываться от поездок заграницу. Это самый главный вывод, который можно сделать по итогам работы петербургских туристических фирм за первую половину кризисного 2009 года. Однако непростая экономическая ситуация в стране и в мире внесла свои коррективы в предпочтения жителей города на Неве. Отдыхать и выезжать заграницу они не перестали, но теперь вынуждены экономить.
В начале года прогнозировалось падение спроса на туристические поездки примерно на 20 процентов. Сейчас уже можно говорить, что эта цифра полностью оправдалась. Спрос упал. И в этом году турфирмы даже не задумываются о прибыли. В лучшей для себя ситуации считают хотя бы не уйти в большой минус.
Петербуржцы немного поменяли свои предпочтения. Раньше большинство туристов сначала выбирали страну, курорт и гостиницу, а уже затем интересовались, сколько все это будет стоить. Теперь же они приходят в турфирму с четко определенной суммой денег и просят подобрать тур, не выходя из намеченного бюджета. При этом отдыхающие готовы заплатить те же деньги, что и в прошлом году. Но из-за падения курса рубля, за границей они могут рассчитывать уже на меньший комфорт. Самой популярной страной для отдыха в этом сезоне осталась Турция. Нужно отметить, что турки до последнего не верили в мировой кризис. Еще в начале мая они и не думали снижать цены на отели, тогда как во многих европейских странах действовали уже антикризисные программы. Но уже в мае настроения в Турции изменились и там начали появляться очень выгодные предложения. Второе место по популярности среди питерских туристов заняла Болгария. На третьем -расположилась Греция. Именно греки активнее и быстрее всех среагировали на кризис. У них было максимальное количество интересных предложений. Они готовы были селить в гостиницы бесплатно второго ребенка, предлагали бесплатное продление номеров до вечера. Это привело к тому, что сейчас поездки в Грецию продаются лучше, чем в прошлом году.
– Немного подпортили картину пожары, которые бушуют сейчас в этой стране. У нас даже были случаи отказов от поездок. Странно, но отменяют путешествия даже на острова, которые не просто далеко от мест возгораний, но даже отделены от них водой, – рассказал Online812.ru Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии.
Правда, местные греческие туроператоры отмечают, что россияне стали гораздо меньше тратить деньги на самом отдыхе. Реже заказывают экскурсии, меньше делают покупок.
Очень упала популярность Испании. Заявление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко о том, что эта страна находится в зоне риска заболеваний свиным гриппом, мгновенно оттолкнуло желающих посетить побережье Коста Бравы и Коста Дорады.
В этом году сильно возрос спрос на внутренний туризм. Это касается не только Петербурга, но и всего мира. Так, к примеру в Париже общая наполненность гостиниц уменьшилась на 11 процентов, но французов среди гостей города стало намного больше, чем раньше. Это тянет за собой и другие изменения – например, посещаемость Эйфелевой башни заметно уменьшилась. Французы, поднявшись на нее однажды, не горят желанием делать это снова и снова. Зато поток посетителей в многочисленные парижские музеи вырос.
У петербуржцев же большой популярностью пользуется отдых в Ленинградской области, Пскове, Новгороде и, конечно, в Финляндии. В целом в этой стране приток туристов уменьшился, зато процент россиян из них – увеличился. Правда, теперь петербуржцы гораздо реже доезжают до Хельсинки, предпочитая отдых в коттеджах недалеко от границы. По-прежнему черноморское побережье забито отдыхающими из города на Неве. Хотя отдых в Сочи в этом году стоил дороже поездок в Турцию. Поэтому туристы предпочитали частный сектор Анапы и Геленджика.
Огромным спросом среди петербуржцев стало пользоваться новое направление – Абхазия. Большую роль в этом сыграли, конечно, политические взаимоотношения между странами. Туры в эту страну весьма дешевы. А вот к Крыму все из-за той же политики, петербуржцы охладели. Да и местные цены совсем не привлекают отдыхающих.
Туристы вынуждены скромнее подходить к выбору гостиницы заграницей.
– В среднем по Петербургу заметна тенденция – отдыхающие бронируют гостиницу на одну звезду меньше, чем раньше. То есть если в прошлом году человек отдыхал в пятизвездочном отеле, то в этом останавливался в четырех звездах, – объяснил Корнеев.
Это не коснулось так называемого элитного туризма. Богатые люди по-прежнему не готовы расставаться с качеством услуг, однако теперь предпочитают отдыхать не пять-шесть раз в год, а ограничиваются двумя-тремя поездками. Это касается того сегмента туристов, кто может себе позволить тратить на одно путешествие больше трех тысяч долларов на человека.
Самый пиковый месяц для поездок для турфирм – август. Однако в этом году этого не происходит. Поток туристов в этом месяце даже меньше, чем в июле или июне.
– Это связано с двумя моментами – многие туристы понимают, что в августе тур им будет стоить дороже, и предпочитают отдохнуть в сентябре или октябре. Кроме того, август для России становится временем катастроф, а это тоже накладывает свой отпечаток на выбор времени далекого путешествия, – объясняет Сергей Корнеев.
Еще одна особенность туристического рынка в этом году – отсутствие глубины спроса. То есть петербуржцы принимают решение о поездке в последнюю минуту, не планируют отдых заранее. В связи с этим резко возросла популярность безвизовых стран. Многие государства понимают это и отменяют визы для россиян. Так поступила Хорватия, ранее – Израиль. Поток отдыхающих хлынул туда.