Год назад, когда российская экономика уже начала затяжное пике, Петербург не готовился к кризису – он ждал долгого и счастливого процветания. Смольный не хотел отказываться от своей главной идеи: концессии со стратегическими бизнес-партнерами. Что изменилось за год?
За прошедший год Петербург подрастерял инвесторов. Как известно, будущее процветание города чиновники связывали прежде всего с четырьмя компаниями: “Базовым Элементом” Олега Дерипаски, “Газпромом”, государственным банком ВТБ и структурами девелопера Шалвы Чигиринского. Сегодня “Газпром” остался верен разве что идее строительства “Охта-центра”. У Олега Дерипаски, который собирался построить практически все дороги, мосты и туннели в Петербурге (не считая жилищных проектов), – острые финансовые проблемы. В итоге объекты недвижимости отложены или перепрофилированы, проект реконструкции Апраксина двора завис, по ЗСД договор концессии не подписан, дорога строится за бюджетные деньги. У Шалвы Чигиринского – тоже проблемы, и похоже, его активы (в том числе выставленный на продажу “Пассаж”) будут контролироваться ВТБ (кто будет вкладываться в достройку “Новой Голландии”, если это не захочет сделать партнер Чигиринского Игорь Кесаев, – неизвестно).
Из крупных инвесторов активность в Петербурге сохранил только ВТБ. Он выиграл конкурс на реконструкцию и 30-летнее управление аэропортом Пулково, но договор концессии должен быть подписан только в ноябре – поэтому пока, говорят эксперты, говорить “гоп” рано… Кроме того, структуры ВТБ получили землю для строительства недвижимости на Петроградской стороне (проект “Набережная Европы”).
Впрочем, предсказывать перспективы этой инвестиционной активности ВТБ крайне сложно – ВТБ третий квартал подряд получает миллиардные убытки и не надеется на прибыль по итогам года. Так как кредиторы из-за кризиса не обслуживают долги, то по официальным итогам первого полугодия 2009 года госбанку пришлось сформировать резервы в размере 49,2 миллиарда рублей. Из-за этого он получил колоссальный чистый убыток – 20,5 миллиарда рублей по международным стандартам. Этой суммы хватило бы на половину нового терминала Пулково.
Не разделят ли теперь инвестпроекты с участием ВТБ печальную судьбу других?
“Скорее нет, потому что для банка – это вопрос имиджа, – полагает глава филиала высшей школы экономики в Петербурге Александр Ходачек. – Строительство таких объектов, как новый питерский аэропорт, – это для банка подтверждение гарантий его стабильности. Кроме того, за банком стоят еще и гарантии самого государства, потому что высокий процент госучастия в капитале ВТБ – это некоторая страховка”.
Впрочем, Александр Ходачек допускает, что проект строительства квартала “Набережная Европы” у Тучкова моста может быть отложен. “Надеюсь, с Пулковом это не случится – это лицо города, проект тянется с 1995 года, Петербург остро нуждается в новом аэропорте”.
“Сожаление вызывает замедление крупных инфраструктурных проектов – прежде всего перенос строительства ЗСД и Орловского тоннеля”, – говорит зам. управляющего директора инвесткомпании “Ленмонтажстрой” Денис Демин. Не радует его и то, что непросто все сложилось с иностранными автопроизводителями. Они хоть и не ушли из города (кроме Suzuki, которая отказалась от строительства), но выпускают в разы меньше машин, чем планировалось, то и дело останавливая конвейеры. Между тем городской бюджет, по разным данным, потратил около 10 миллиардов рублей на создание инфраструктуры под автозаводы и смежные производства, и чиновники очень надеялись получить эти деньги назад. “В ближайшее время вряд ли можно ожидать появления новых масштабных инвестиционных проектов, однако те, что были запущены в прошлые годы, обеспечат городской экономике относительную стабильность”, – говорит Демин.
Вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов считает, что “от крупных стратегов нет смысла отказываться, но надо находить и другие варианты развития экономики. Любая конструкция куда мощнее, если она стоит на нескольких ногах”.
Евгений Никитин
__________________________________________________________
Комментарий:
Происходит трансформация ВТБ в фонд прямых инвестиций
Наталья Орлова, главный экономист Аналитического отдела Альфа-банка:
– Что касается активов, полученных за долги, то нельзя исключить, что ВТБ не будет участвовать в их реализации и может переуступить их другому собственнику в будущем. Если ВТБ будет финансировать какие-то инвестпроекты напрямую, то это существенно затруднит оценку его бизнеса для рынка. Задача банка – кредитовать, а не инвестировать. Разумеется, внутри большого банка могут быть инвестподразделения, но их участие в крупных проектах означает высокую волантильность финансовых результатов: начальная стадия инвестпроекта будет уменьшать общую прибыль банка, а конечная стадия, продажа – наоборот увеличивать.
Не стоит забывать, что в капитал ВТБ в ближайшее время поступят дополнительные средства от государства. Вполне может быть, что частично они будут израсходованы на петербургские инвестпроекты. Очевидно, что государству удобно вкладывать деньги в важные проекты через госбанк. Понятно, что и банку, в условиях кризиса плохих долгов, тоже может быть интересно увеличить объемы прямых инвестиций.