Григорию Романову собираются установить памятную доску вне очереди

Инициативная группа граждан хочет установить в Петербурге мемориальную доску Григорию Романову, 1-му секретарю Ленинградского обкома КПСС в 1970 – 1983 годах. Информацию об этом подтвердил «Городу 812» бывший председатель исполкома Ленсовета Владимир Ходырев.

  Ходырев сообщил нам, что общался по этому поводу с Валентиной Матвиенко, которая, по его словам, положительно отнеслась к данной идее (во времена Романова губернатор работала в Ленинградском обкоме ВЛКСМ). Инициатором установки доски, по словам Ходырева, является “землячество ленинградцев в Москве”.

Согласно существующим в городе правилам, мемориальная доска в память о выдающемся человеке может быть установлена не ранее, чем через 30 лет после его смерти. Исключения возможны (для нобелевских лауреатов, почетных граждан, а также других лиц, внесших большой вклад…), но лишь по письменному указанию губернатора. Сам Владимир Ходырев считает, что ждать 30 лет (Григорий Романов умер год назад) не стоит, и пояснил свою мысль примером памятника Анатолию Собчаку – человеку, по его мнению, гораздо менее достойному.

Бывший председатель исполкома не согласен с тезисом о том, что к личности Григория Романова существует неоднозначное отношение: “У кого оно неоднозначное? – переспросил он. – У демократов всяких, которые все развалили?”

Доска должна быть установлена на доме, где жил Григорий Романов. Адрес Владимир Ходырев называть не стал, порекомендовав дождаться сентября, когда должно быть принято официальное решение об установке.

Григорий Романов действительно оставил значительный след в истории нашего города, которым правил в течение 13 лет. По его имени целая эпоха называлась “романовской”. Самый яркий эпизод из политической биографии первого секретаря – скандал с сервизом, якобы взятым из кладовых Зимнего дворца для празднования свадьбы младшей дочери Романова в Таврическом дворце. Документальных подтверждений этой истории нет – существует версия, что слух был запущен с целью дискредитировать Григория Романова внутри партии.

Фактом, не вызывающим сомнения, является то, что Григорий Романов был, даже по меркам того времени, нетерпим к проявлению инакомыслия. Многие ленинградские деятели культуры даже переезжали жить в Москву, где дышалось гораздо свободнее. “У нас периодически начинает обсуждаться идея восстановления памятника Дзержинскому. Я думаю, если памятник восстанавливать – то как Екатерине II: сверху Дзержинский, а у его ног поставить Малюту Скуратова, Пол Пота и прочих присных. Мемориальная доска Григорию Романову – история из этого же разряда. Впрочем, все это укладывается в нынешнюю тенденцию строительства госкапитализма”, – заявил “Городу” художник, диссидент и правозащитник Юлий Рыбаков. Который за свое свободомыслие был при Романове осужден на 6 лет по сфабрикованному делу.