Легко ли отличить женщину от мужчины в большом спорте

Чемпионат мира по легкой атлетике в Берлине завершился, но вопрос о том, кто же на самом деле чемпионка мира по бегу на дистанции 800 метров Кастер Семенья – женщина или мужчина, – остался. Незадолго до финального забега южноафриканка Семенья прошла гендерный тест, его официальные результаты пока неизвестны. В случае если Семенью признают мужчиной, ее лишат золотой медали первенства мира. «Город 812» решил разобраться, почему так трудно определить, какого пола спортсмен – мужского или женского?

  В ЮАР воспринимают сомнения в половой принадлежности Семеньи как расизм. Бутэна Комфелу, председатель спортивного комитета парламента страны, заявил: “Весь этот шум только из-за того, что она черная и превзошла своих европейских конкурентов”. В том же духе высказалась и Винни Мандела, экс-супруга бывшего президента страны: “Пусть они засунут все свои оскорбления в одно место. Это наша девочка, и мы не позволим проводить с ней никаких тестов”.

В аэропорту Йоханнесбурга прилетевшую из Берлина спортсменку встречали тысячи людей с плакатами “100-процентно женщина”. Правительство ЮАР собирается обратиться в ООН с просьбой провести расследование “грубых и серьезных нарушений прав на частную жизнь со стороны Международной федерации, заставившей соотечественницу пройти тест на половую принадлежность”.

Имя 18-летней Кастер Семеньи даже специалистам по легкой атлетике стало известно только этим летом. Безвестная спортсменка вдруг показала лучший результат сезона в мире на дистанции 800 метров, а уже в Берлине легко выиграла полуфинал, обогнав олимпийскую чемпионку из Кении Памелу Джелимо. По большому счету только тогда все и обратили внимание на мужское телосложение Кастер, низкий голос, повышенную растительность на лице и свойственную мужчинам технику бега. Все это и дало повод инициировать расследование.

Кроме того, беспокойство чиновников Международной федерации легкой атлетики (IAAF) вызвал тот факт, что с южноамериканскими бегунами работает немецкий тренер Эккарт Арбайт, известный своими экспериментами на ниве допинга еще во времена ГДР. Жертвой Арбайта считается восточногерманская толкательница ядра Хайди Кригер. С детства девочку, едва пришедшую в спорт, регулярно накачивали анаболиками и мужскими гормонами и своего добились в 1986 году, когда 21-летняя Кригер стала чемпионкой Европы. Но со временем Хайди не смогла жить в женском теле и поменяла после специально проведенной операции пол, став Андреасом Кригером.

Если в случае с Кригер тренер Арбайт перестарался, то теперь он, как утверждает швейцарская “Blick”, якобы точно знает, как перед соревнованиями медицинскими средствами снижать уровень мужского гормона тестостерона и успешно проходить допинг-контроль. Остается только удивляться, что результатов исследования приходится ждать так долго. Генеральный секретарь IAAF француз Пьер Вайсс на этот счет высказался следующим образом: “У нас есть сомнения, но нет доказательств. Это сложное исследование, и мы хотим быть уверены в правильности его результатов”.

Сегодня тест на гендерную принадлежность – это не внешний осмотр спортсмена, а целая совокупность проб и анализов (см. справку). Процедура не из дешевых. Именно поэтому Международный олимпийский комитет отказался от обязательного проведения введенного было в 1960-е годы  гендерного теста, и теперь подобного рода исследования проводятся только по требованию спортсменов или официальных лиц.

Интересно, что в нашем случае кенийская бегунья Джепкосгай, которая финишировала второй и при дисквалификации Семеньи будет объявлена чемпионкой мира, не настаивает на проведении гендерного теста Семеньи и не требует пересмотра результатов забега: “Я вполне удовлетворена серебряной медалью”. 

Между тем британская “Daily Telegraph” на прошлой неделе со ссылкой на источник, якобы близкий к проведению расследования о половой принадлежности южноафриканской спортсменки, сообщила, что в предварительных медицинских тестах зафиксирован повышенный уровень мужского гормона тестостерона. Есть и СМИ, которые уже объявили южноафриканскую бегунью гермафродитом.

Эксперт “Города 812” предположил, что генетически Кастер может быть вполне нормальной женщиной, у которой из-за нарушения работы почек просто вырабатывается слишком много мужских гормонов.

В эту теорию ложатся и воспоминания родного отца Кастер – садовника Якоба Семеньи из деревни на севере ЮАР: “Она девушка… Но, в отличие от трех сестер, она никогда не носила платьев, у нее в гардеробе даже не было юбки. Кастер в детстве всегда предпочитала компанию мальчишек, но они не брали ее с собой в команду. А из девичьей футбольной команды ее выгнали за слишком жесткую манеру игры. Но все равно она девушка, я пеленал ее после рождения и знаю, кто она на самом деле”.

Именно Семенья-старший был инициатором того, чтобы Кастер в знак протеста отказалась от золотой медали: “Мужеподобных теннисисток из Америки и Европы почему-то никто и ни в чем не подозревает, а мою дочь заставили сдавать тесты. Я не знаю, что такое хромосомы, но это очень больно для нашей семьи”.

О личных впечатлениях: на чемпионате в Берлине я тоже внимательно следил за Семеньей. После победного финиша на дистанции 800 метров Кастер Семенья пробежала еще круг по дорожке Олимпийского стадиона с национальным флагом ЮАР на плечах (так положено – все чемпионы бегали).  Только вместо обычной в таких случаях улыбки у чемпионки было каменное выражение лица. Журналисты тем временем, обгоняя друг друга, мчались из пресс-ложи в микст-зону, пройти которую по пути в раздевалку обязан каждый из спортсменов. Пришла не слишком похожая на девушку Семенья. Начала говорить: “Это очень важная победа…”, потом вдруг стала судорожно глотать слезы и быстро скрылась в катакомбах стадиона.

Радостную Семенью видели только один раз – чуть позже. Семенье, окруженной по обыкновению плотным кольцом фотокорреспондентов, помахал из толпы рукой какой-то молодой человек. И она улыбнулась ему в ответ. Как мне показалось, вполне по-женски.

Сергей Лопатенок, Берлин

_____________________________________________________
 Дословно: 

Татьяна Казанкина, олимпийская чемпионка 1976 года в беге на 800 метров:
“Лично у меня половая принадлежность Семеньи не вызывала никаких сомнений, пока не поднялась вся эта шумиха. Сама же я проходила гендерный тест всего один раз в жизни. Это был обычный соскоб слюны, на который в обязательном порядке приглашались все спортсменки. В обнаженном виде нас никто не осматривал. Считаю, что такие тесты просто необходимы, ведь спортсмены должны выступать в равных условиях”.

Галина Прозуменщикова, олимпийская чемпионка по плаванию:
“Ничего унизительного в этой процедуре не было. На Олимпиаде-68 в Мехико у нас впервые перед соревнованиями брали соскоб слюны, но не более того. Никаких осмотров мы не проходили. Результаты тогда никто во всеуслышание не объявлял: о них знали только руководители команд”.

Татьяна Лебедева, олимпийская чемпионка по прыжкам в длину:
“Я видела разминку Семеньи, и определенные сомнения у меня возникли. Честно, как раз мальчики 1991 года рождения бегают примерно так, как она сейчас. Может быть, делать процедуру секс-контроля гласной неправильно. Но если бы каждого элитного спортсмена сразу, раз в жизни подвергали этому тесту, и если что, негласно отстраняли, было бы вернее”.

_____________________________________________________
  Мужчина или женщина: 

Стелла Уолш. Американка польского происхождения выиграла забег на 100 метров на Олимпийских играх 1932 года, однако после смерти в 1980 году выяснилось, что она имела мужские половые органы.

Дора Ратьен. В 1938 году выяснилось, что занявшая двумя годами ранее на Олимпийских играх четвертое место в прыжках в высоту немка на самом деле мужчина.

Елена Клобуковска. Обладательница нескольких мировых рекордов в спринте и победительница Олимпиады 1964 года в эстафете в составе сборной Польши не прошла гендерный тест в 1967 году. Все ее рекорды были аннулированы, звания и медали остались у нее.

Тамара и Ирина Пресс. Сестры, специализировавшиеся соответственно на толкании ядра и метании диска, неожиданно перестали участвовать в соревнованиях после введения в 1966 году гендерного теста. Как следствие, пошли слухи, что советские спортсменки на самом деле мужчины.

Иоланда Балаш.
Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту из Румынии тогда же завершила свои международные выступления. Ее личный врач позже утверждал, что спортсменка была транссексуалом.

Мария Патино. Бегунья с барьерами из Испании не прошла гендерный тест на Олимпиаде 1988 года и к соревнованиям в Сеуле не была допущена.
Фернандес да Сильва. Дзюдоист из Бразилии был допущен к участию в женских соревнованиях Олимпиады 1996 года в Атланте после ампутации яичек.
Санти Соундарьян. На Азиатских играх 2006 года бегунья из Индии была вынуждена вернуть свою серебряную медаль, когда выяснилось, что имеет мужское сочетание хромосом.

_____________________________________________________
 Комментарии: 

Юрий Целух, кандидат медицинских наук, генеральный директор клиники “Андромеда”:

– Как проводят тест по определению пола?

– Чтобы определить уровень половых гормонов, берется анализ крови натощак. Основной мужской гормон – тестостерон. Даже если мы имеем дело с транссексуалом, у которого были удалены яички, уровень тестостерона все равно будет выше. Кроме того, проверяется соотношение гормонов женских – прогестерон, эстрадиол. Если других нет – явно женщина. Если женских нет, а мужских минимум – значит мужчина. Женские гормоны – только у женщин. Их не подсадить искусственно,  не приобрести вместе с яичниками.

– Значит, у здорового мужчины не может быть женских гормонов?

– Нет и быть не может, в то время как тестостерон у женщин присутствует.

– А зачем все эти исследования? Снимите трусы, и станет ясно, кто перед вами.

– Но яички могут быть удалены. Я на таких операциях присутствовал, в Петербурге их успешно проводит профессор Михайличенко, мой учитель, занимающийся трассексуализмом. Удаляются яички, удаляется член, формируется влагалище. Но тестостерон вырабатывается еще и надпочечниками, а они не убираются никогда, иначе в организме возникает огромный дисбаланс. Гинеколог, конечно, определит, что была операция, а простой человек и не догадается. Все подобные операции проходят с разрешения  прокуратуры, ведь необходима паспортная смена пола, кроме того, пациент проходит различного рода консультации, в том числе у психолога.

Член антидопингового комитета Федерации легкой атлетики России Николай Дурманов:

– Кто-то, более или менее знакомый с этим вопросом, может сказать: “Какие проблемы? Давайте разденем спортсменов и посмотрим, кто перед нами – мальчик или девочка”. Номер не проходит: есть очень много состояний, при которых простой осмотр никак не сможет помочь в решении главного вопроса. Кто-то, более или менее знакомый с наукой, говорит: “Да ерунда какая! У женщин ХХ-хромосомы, у мужчин – ХY. Какие проблемы?! Есть Y-хромосома – значит, перед нами мальчик, нет ее – перед нами девочка”. Но здесь тоже все далеко не просто. В Y-хромосоме есть такой маленький ген, именуемый SRY, который может перепрыгнуть на Х-хромосому. И тогда перед нами будет набор ХХ, но по виду такой человек будет похож на мальчика. И наоборот: могут произойти мутации, и этот ген в Y-хромосоме перестанет работать. Тогда перед нами будет мальчик, очень и очень похожий на девочку. Еще есть такие случаи, как нечувствительность к андрогенам –к мужским гормонам. Человек имеет хромосомный набор XY, но это не значит, что он мужчина”.

Михаил ДИДУР, доктор медицинских наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова, Главный специалист комитета по здравоохранению Правительства СПб:

– Проверка на половую принадлежность потребовалась для спортсменок в начале 1960-х годов, когда появились предположения о том, что мужчины и возможно “гермафродиты” участвовали в женских спортивных соревнованиях. Хотя не было серьезных доказательств, поддерживающих данные обвинения, МОК и другие международных спортивные организации начали применять процедуру контроля на половую принадлежность.

В начале группа врачей женщин проводила физический осмотр спортсменок. В связи с тем, что это вызывало значительные сложности, спортсменки и официальные лица быстро перешли на метод Барр (мазок полости рта, соскоб щечного эпителия), который может отличить XX (генетических женщин) от ХУ (генетических мужчин). Однако генетики доказали, что целый ряд генетических дефектов в синтезе гормонов или в опозновании может отнести к ХУ анатомически и физиологически женскую особь. Наклеить этим женщинам ярлык “мужчина” означало нанести им непоправимый ущерб.

В 1991 году ИААФ отказалась от теста Х-хроматина (мазок из полости рта) и утвердила рекомендацию, согласно которой спортсмены (мужчины и женщины) должны пройти общий физический осмотр у врача команды как часть общей проверки здоровья до участия в международном соревновании. Таким образом, вопросы относительно половой принадлежности могли бы быть решены в стране проживания спортсмена. Эту процедуру, однако, было практически невозможно стандартизировать или утвердить на международном уровне.

В 1992 году Медицинский комитет рекомендовал, а Совет утвердил политику, действующую в настоящее время, которая заключается в следующем:

1. Настоятельно рекомендуется общая проверка здоровья, но она больше не обязательна.

2. Визуальный осмотр половых органов во время забора пробы мочи у женщин на пункте допинг-контроля это достаточный метод для определения, является ли спортсменка мужчиной или женщиной. Риск для мужчины быть обнаруженным во время процедуры допинг-контроля является достаточным препятствием для того, чтобы мужчины не участвовали в женских соревнованиях.

3. Медицинский делегат на международных соревнованиях имеет право провести дополнительный осмотр, если возникает сомнение по поводу пола спортсменки.

В настоящее время среди некоторых спортсменов и официальных лиц существует мнение, что на пунктах допинг-контроля половые органы осматриваются недостаточно тщательно в связи с отсутствием подготовки персонала пунктов допинг-контроля, а также возможно в связи с природной стеснительностью персонала. Поэтому возможно в дальнейшем будет сделано разъяснение или внесены изменения.

Таким образом, эта проблема является абсолютно медицинской и не может обсуждаться относительно конкретных лиц, так как высока степень нанесения им непоправимого вреда. Этим исчерпываются все морально-этические аспекты.

Если Национальные Федерации или Международные спортивные организации (или службы допинг контроля) допускают утечку информации, не говоря уже об открытом обсуждении, то на мой взгляд – это должностное преступление.

Случай на чемпионате мира по ЛА, это пример нарушения процедур со стороны национальной и международных федераций и организаций.

_____________________________________________________
 Справка: 

Как подсчитывают хромосомы

Чтобы установить пол человека, ученым необходимо определить наличие в крови Y-хромосомы, которая отвечает за наследственность и имеется только у мужчин. Вообще все хромосомы представлены у людей парами, за исключением хромосом пола: у женщин две X-хромосомы, у мужчин – одна X-хромосома и одна Y-хромосома. Кроме того, встречаются патологически ошибочные распределения и междуформы. Так, в среднем один из 700 мальчиков имеет одну лишнюю Х-хромосому.

Однако, говорят западные эксперты, маловероятно, что с таким неправильным распределением хромосом мы имеем дело в случае с южноафриканской бегуньей, потому что подверженные этому синдрому люди внешне выглядят как мужчины, но при этом они миниатюрны и абсолютно неспортивны. Еще более редко встречается другое нарушение. В этом случае ребенок появляется на свет как девочка, но не имеет менструаций. Такие девочки генетически – мужчины, но имеют XY- клетки в наследственных органах. Все это ведет к тому, что у них в больших количествах вырабатывается мужской гормон тестостерон. Однако так как в организме отсутствуют пункты, отвечающие за прием этого гормона, он никак не действует. Внешне такие люди выглядят женственно, ведут образ жизни обыкновенной женщины, но не могут иметь детей.