Минипивоварни декларируют, что прежде всего ориентированы на вкусовые качества напитка. При этом в разных регионах объемы пива, выпускаемого на минипредприятиях, занимают разную долю — от нуля до нескольких процентов. Например, по оценке бренд-менеджера «Василеостровской Пивоварни» Ивана Шишкина, в Петербурге в объеме потребляемого населением пива доля минипивоварен приближается к 3%.
«Это два разных напитка», — считает технолог пивоварни Knightberg Елена Тюкина. И ее вывод подтверждается тем, что у обоих напитков на российском рынке совершенно разные проблемы.
Главная проблема минипивоварен: “промышленное” пиво начинает маскироваться под их продукцию, указывая на этикетке, что пиво — “живое”. Но, как пояснила Тюкина, крупный завод на всех этапах производства вынужден использовать “вспомогательные” добавки. “Нам их использовать нет смысла”, — уточнила она.
“Естественно, подавляющее большинство сортов пива, изготовленного промышленным способом и разлитого по бутылкам, никакого отношения к живому пиву не имеют, — поясняют на сайте pivvo.ru.— Процессы фильтрации, осветления, консервации и т.д. в сочетании с добавлением различных химических веществ приводят к тому, что все живое в получившемся напитке погибает”.
Такое пиво, безусловно, может храниться гораздо дольше. Кстати, из-за коротких сроков хранения живое пиво малопригодно к поставкам в другие регионы. И еще – большие компании могут позволить себе содержать полноценные лаборатории по контролю качества, а маленьким это не по карману. И уже есть зарегистрированные случаи пищевого отравления пивом из минипивоварен.
Правда, зачастую в этом виноваты не производители, а нарушающая правила хранения торговля. Как рассказал гендиректор Knightberg Андрей Тюкин, у него был случай: жалоба из торговой точки на то, что пиво очень быстро испортилось. Проверка же показала, что пиво в магазине хранилось рядом с двумя холодильниками, и отвод тепла подогревал кег до 50 градусов. Из-за малых объемов производства минипивоварни не особо интересны торговым сетям (у крупных поставщиков все наоборот), поэтому сбывать продукцию приходится через небольшие магазины, не всегда располагающие соответствующим торговым оборудованием.
Но проблема с “живым-неживым” в другом. Термин “живое” не имеет юридического статуса, и ничто не мешает крупным игрокам размещать соответствующую надпись на обычной продукции.
В ряде европейских стран этот термин вообще запрещен законодательно — как вводящий потребителя в заблуждении. Но если его запретить и в России, то это элементарно ударит по минипредприятиям без каких-либо ощутимых последствий для крупных заводов.
В общем, назрел момент формализовать отличия массового продукта от элитного. И сейчас пивовары пытаются выработать для этого инструменты. Но юридически защитить “живое” не просто. Как сообщил “Росбалту” юрисконсульт “Северо-Западного юридического центра” Олег Шевцив, в статье 1225 ГК РФ исчерпывающе перечислены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Это список из 16-ти пунктов, среди которых фирменные наименования, товарные знаки, ноу-хау. Но различные общеупотребительные термины, слоганы и тому подобные средства, используемые в рекламе товаров, в этот перечень не включены. Поэтому получить на них правовую охрану не представляется возможным.
“Можно, конечно, попытаться зарегистрировать “живое пиво” как словесный товарный знак, либо включить его как охраняемый элемент в комбинированный товарный знак, — пояснил юрист. — В этом случае правообладатель сможет запретить использование данного словосочетания третьим лицам”. “Но, если регистрирующий орган признает это словосочетание общеупотребительным для обозначения товаров данного вида, общепринятым символом или термином, характеризующим товары, в том числе указывающим на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта, то в регистрации товарного знака будет отказано на основании ст. 1483 ГК РФ”, — уточнил Шевцив.
Другой путь для минипивоварен — просветительская работа через общественные организации. И на прошедшем в Петербурге фестивале минипивоварения “МагерФест” такое предложение прозвучало. По словам организатора фестиваля Сергея Григорьева, примерно через три недели о создании соответствующей общественной организации будет объявлено официально. Предполагается, что это будет объединение федерального уровня со штаб-квартирой в Петербурге.
В то же время, сейчас в России наблюдается бум минипивоварения и открытия торговых точек с живым пивом. Например, в Петербурге, который называют “пивной столицей России”, сейчас действует около 25 минипивоварен, и их число постоянно растет.
Отчасти на руку играет и кризис — ведь прежде поставки для ресторанов осуществляли преимущественно зарубежные производители. Теперь же импорт постепенно заменяется отечественным продуктом.