Туристы с просроченной финской визой разоряют петербургские турфирмы

Петербургские туристические фирмы столкнулись с неожиданной проблемой – финские власти стали штрафовать, если при прохождении границы пограничники обнаруживают туриста с просроченной визой. За каждого туриста, документами которого остались недовольны финские пограничники, с турфирмы берут штраф в 3 тысячи евро. Директор одной из петербургских турфирм обратилась к президенту Финляндии с просьбой изменить финское законодательство.

  Директор турфирмы “Дядюшка Ник” Марина Бородинова написала письмо президенту Финляндии Тарье Халонен. В нем Бородинова попыталась объяснить, как финское законодательство может негативно повлиять на петербургский туристический бизнес.

Штрафовать российские турфирмы за невнимательность перевозимых ими туристов финны начали с осени прошлого года. По нашим данным, с октября 2008 года по начало августа этого года больше десятка человек были высажены на российско-финской границе – КПП Иматра, Нуйамаа и Валимаа – из-за того, что их визы были просрочены. За каждого человека с просроченной визой был выписан штраф в три тысячи евро.

Не очень понятно, почему эта проблема не дала о себе знать раньше – инструкция № MВД-2004-02354/Tu-2 “Назначение взыскания для компаний, занимающихся перевозками” к финскому закону о пограничной охране появилась еще в августе 2004 года. Согласно этой инструкции перевозчик (т.е. турфирма или автопредприятие, перевозящее туристов) обязан проверять документы у всех пассажиров, пересекающих финскую границу. Он должен убедиться, что все необходимые документы (а это паспорт и виза) – действительны и не являются подделкой.

Взыскание в размере 3 тысяч евро не накладывается в случаях, если подделку было невозможно определить или когда назначение пошлины считается непомерным. Также в инструкции есть туманный пункт о том, что штраф не выписывается “по причине простительной невнимательности”.

Возможно, раньше финские пограничники считали невнимательность турфирм простительной, а в последнее время решили, что прощать уже нельзя.

Не очень логично, считают в петербургских турфирмах, что штрафуется перевозчик, а не сам турист, пытающийся нарушить финский закон о пересечении границы. Агенты, продающие туры наших туроператоров, в принципе не обязаны осведомляться о наличии визы.

Мы нашли двух человек, пытавшихся пересечь наземную границу России и Финляндии по просроченной визе в этом году. Олег К. до сих пор сокрушается, что подвел всю компанию, вместе с которой намеревался отмечать 8 Марта на пароме, идущем из Хельсинки в Стокгольм:

– Перед отъездом мне даже в голову не пришло посмотреть на визу. Я был уверен, что она действительна до апреля. Поэтому я сосредоточился только на том, чтобы не забыть паспорт – такое уже однажды было. Ну и в результате меня ссадили на границе, подсадили к какому-то финну, едущему в Выборг, а потом мне отказали в следующей визе. Честно говоря, я даже не знал, что турфирма за это была оштрафована.

А вот у Ирины Е. срок действия визы истек по пути из Финляндии в Россию.

– К границе мы приехали поздно вечером, и перед нами было два или три больших автобуса. Пока всех проштамповали, начался другой день, и моя виза закончилась. Помню, что пограничник сделал какую-то пометку в компьютере – и ко мне у него никаких претензий не было. А как уж там разбирался перевозчик, мне все равно. Я считаю, что ничего не нарушила. Ехала я обычным автобусом, в Хельсинки прилетела поздно. Но я была уверена, что уж на финской границе мы стоять не будем.

Руководители турфирм не слишком стремятся комментировать возникшую ситуацию. Хотя мы нашли четыре компании, столкнувшиеся с проблемой летом этого года.

– Я не понимаю, почему штрафуют нас, а не тех, кто непосредственно в этом виноват, – говорит представитель одной компании-перевозчика. – У нас куча рейсов в неделю. Мы не всегда успеваем смотреть в паспорта. Да и почему мы должны за это отвечать? Наша обязанность – довезти людей до аквапарка или в Хельсинки и обратно. С нашими собственными визами все в порядке. Так почему мы должны платить за чужие ошибки?

Об этом недоумевает и Марина Бородинова в письме к президенту Финляндии:

“24.01.09 мы впервые столкнулись с действием вышеназванной инструкции, о которой до того времени ни мы, ни наши коллеги из других туристических фирм не слышали. В нашем автобусе по странному стечению обстоятельств оказались два человека с недействительными визами. Эти люди не знали друг друга и приобретали путевки в разных местах. На российской границе никто не обратил внимания на их визы. На финской границе автобус был задержан. Финскими пограничниками был составлен акт. Автобусной компании “КАСТ-трэвел” было предписано заплатить штраф по 3000 евро за каждого нарушителя, то есть 6000 евро. Нарушители были высажены из автобуса и финскую границу не пересекли, таким образом, ни они, ни перевозчик, ни наша турфирма не нанесли никакого ущерба Финляндии”.

Мы поговорили с Мариной Бородиновой о том, чего она хочет добиться от Тарьи Халонен.

– Почему вы решили писать именно президенту, а не какому-нибудь чиновнику пониже рангом?

– Во-первых, я отношусь с большим уважением к госпоже Тарье Халонен. Во-вторых, я не знаю, кому еще можно написать по этому поводу. Кто может компетентно и с пониманием отнестись к нашей проблеме? Эта инструкция всерьез вредит нашей деятельности. Обыватель, конечно, может сказать, что так нам и надо, потому что в обществе существует отрицательное отношение к турфирмам. Но за девять лет нашего существования мы придумали массу интересных туров в Финляндию. Плюс они недорогие. К примеру, у нас есть один тур – два городка за три дня. В стоимость входит проживание в 4-звездочном отеле, завтрак, ужин и билет в музей. Цена – 109 евро в рублевом эквиваленте. Так что  штраф в размере трех тысяч евро подрывает наше финансовое состояние.

– Как-то не верится, что наши люди не проверяют свои документы перед поездками.

– Я тоже не верила – до этого года. К примеру, последний подобный случай в нашей практике был в июле. У одной женщины виза оказалась действительной до конца июля, но не 2009, а 2008 года, и гид, проверяя визу, не обратила внимания, что год не тот, ведь в это трудно поверить. А финны заметили и оштрафовали нас, перечеркнув работу фирмы за довольно длительный период. И больше всего меня задевает несправедливость. Все могут сделать такую ошибку. Но российская граница пропускает нас спокойно – она ни за что не отвечает, хотя на нашей границе паспорт надо показывать пять раз. Сам человек с недействительной визой – тоже как бы ни при чем. А мы платим колоссальный штраф. Я понимаю, что наличием такого закона Финляндия пытается себя обезопасить. Но мне непонятно, почему этот закон распространяется только на перевозчиков, а не на самих нарушителей.

– Сколько всего у вас было таких случаев?

– Закон существует с 2004 года. Но до января этого года подобных проблем у нас не было. То ли финская сторона усилила контроль, то ли нам везло на ответственных клиентов. Но с января мы уже один раз заплатили шесть тысяч евро и сейчас должны заплатить еще три.

– А как выплачивается штраф?

– Есть погранотряд, который этот штраф выписывает. Какое-то время наше дело рассматривается. Нам даются две недели на то, чтобы мы как-то объяснились. В первый раз мы пытались сослаться на то, что это нарушение случилось в нашей практике впервые, но нас все равно наказали. Сразу после того случая мы проинструктировали всех наших гидов. И гиды очень стараются, хотя бывают случаи, когда клиенты гордо говорят, что не обязаны показывать нам паспорт. Но в июле все повторилось. Так что я решила, что с этой ситуацией как-то надо бороться. И отправила письмо финскому президенту.

– Что она ответила?

– Ответа пока нет. Я понимаю, конечно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Просто проблема в том, что обычному гражданину или организации о существовании этого закона так просто не узнать. На сайте финской погранслужбы нет на него никаких ссылок – ни на русском, ни на английском. То есть заподозрить о его существовании просто невозможно. Я интересовалась в российской ассоциации, выдающей лицензии на международные перевозки автобусным компаниям. Там об этом законе ничего не слышали. Не знали о нем и в петербургском отделении Российской ассоциации турагентств.

– Но ведь можно же догадаться, что наказание за нарушение визового режима непременно будет?

– Наверное, можно. Но почему наказывают не самого проштрафившегося, а нас? И почему такая сумма? Это ж неподъемные деньги как для некрупных, так и для больших фирм.

– А что говорит финское консульство?

– Единственное, что мне сказали, это что штраф надо заплатить обязательно.

– А если не заплатите?

– Штраф выписывается автобусной компании, и если он не будет выплачен, ее автобусы, я так понимаю, просто перестанут пускать через границу. Штраф мы берем на себя, потому что это мы арендуем у них автобусы. К тому же водители с российской точки зрения не обязаны проверять документы.

– А что вы сделали с гидом, который допустил ошибку?

– Ну а что я могу сделать? Оштрафовать его? Заработки гидов не идут ни в какое сравнение с этой суммой. Работа гида и так сложна и ответственна. Гид – прежде всего человек, а человек может ошибаться. Кроме того, мы своих гидов любим и ценим. Так что это бессмысленно.