Продолжаем публиковать впечатления о Владимире Путине 20-летней давности (в последний день 1999 года Борис Ельцин объявил, что уходит и оставляет и.о. президента Владимира Путина). Любопытно посмотреть из 2020 года, кто и что ждал от Владимира Путина 20 лет назад, кому каким он тогда казался.
В августе 1999-го Ельцин отправил в отставку Сергея Степашина, премьер-министром стал Владимир Путин. Через два месяца – в октябре 1999 года – в петербургской газете «Дело» была опубликована статья Дмитрия Травина, в которой он анализировал перспективы нового премьера.
- Автор статьи Дмитрий Травин, 1999 г.
Три пути Владимира Путина
Владимир Путин закрепился на своем посту и даже стал активно наращивать рейтинг. Похоже, что его не снимут столь же быстро как Сергея Степашина. А раз так, то перед Путиным встает вопрос о том, как управлять страной. Не войсками, штурмующими Чечню, а именно страной. Ведь наши проблемы далеко не исчерпываются тем, что происходит на Северном Кавказе.
Первый путь, который есть у Путина, – это просто удерживаться как можно дольше у власти за счет кадровых перестановок и активного использования в своих интересах господствующих в обществе настроений. Второй путь – стать государственником не только в политике, но и в экономике, т. е. реализовать идеи, пропагандировавшиеся год назад Евгением Примаковым, а сегодня вновь поднятые Виктором Геращенко. Третий путь – реально заняться экономическими проблемами, причем не только в интересах продления своей политической жизни, но и в интересах укрепления России.
Тасовать людишек
Как подольше держаться у власти без осуществления каких бы то ни было серьезных перемен, нам хорошо показали Горбачев и Ельцин, после того как у них вышел весь реформаторский пыл. Путин вполне может пойти по их стопам, поскольку обстановка для маневрирования весьма благоприятна.
Для начала надо во всех накопившихся проблемах обвинить Чубайса и снять его с РАО «ЕЭС России». Затем Ельцина запереть в Горках, Алехсашку Волошина вздернуть на дыбу, Татьяну сослать в монастырь, Абрамовича выдать Илюхину, примирившись тем самым с православной общественностью, Шахрая – Басаеву, примирившись с мусульманской. Юмашев сбежит сам.
Расчистив место в Кремле, приблизить Лужкова и объявить новый этап реформ, которые будут проводиться исключительно для народа на деньги Москвы. Часть денег отстегнуть Жириновскому и посоветоваться с Явлинским о том, как надо реформироваться. Пока Лужков будет радоваться, поставить Чубайса на «Газпром».
Когда деньги Москвы кончатся, обвинить во всем Чубайса и снять его с «Газпрома». Затем открыть мемориал в Горках, а урну с прахом Алехсашки захоронить у стены кремлевской администрации. Отыскать Татьяну где-то между Шикотаном и Итурупом, вернуть и назначить директором мемориала в Горках. Отыскать Юмашева где-то между Тринидадом и Тобаго, вернуть и назначить главным редактором «Московского комсомольца». Лужков сбежит сам.
После этого назначить Чубайса первым вице-премьером, реабилитировать Абрамовича и выдать Илюхина Гаагскому трибуналу, примирившись тем самым с международной общественностью. Объявить новый этап реформ, которые будут проводиться исключительно для народа на деньги радующегося российской демократизации Запада. Часть денег отстегнуть Жириновскому и посоветоваться с Явлинским о том, как надо реформироваться. Пока Запад радуется и дает деньги, договориться с патриархией о канонизации Шахрая, и под предлогом отыскания святых мощей снова ввести войска в Чечню, примирившись тем самым с патриотами.
Когда деньги Запада кончатся, во всем обвинить Чубайса и выгнать его из правительства. Реабилитировать Илюхина, официально потребовать его выдачи и, коли отдадут, поставить генеральным прокурором. Юмашев ляжет у стены кремлевской администрации. Березовский сбежит сам.
Затем вывести войска из Чечни и объявить ее субъектом Объединенных Арабских Эмиратов при условии получения Россией займа от Осамы бен Ладена. Объявить новый этап реформ, которые будут проводиться исключительно для народа на арабские нефтедоллары. Часть нефтедолларов отстегнуть Жириновскому и посоветоваться с Явлинским о том, как надо реформироваться.
После того, как благосостояние народа, подкормленного Лужковым, Клинтоном и бен Ладеном, возрастет, поклониться мощам Шахрая, помянуть в синагоге Абрамовича, выставить почетный караул у стены кремлевской администрации и на фоне всеобщего воодушевления объявить президентские выборы. Став президентом, назначить Чубайса премьер-министром.
Когда нефтедоллары кончатся, во всем обвинить Чубайса…
Тасовать деньжишки
Вариант тасования людишек хорош всем, кроме одного. Постепенно люди начнут думать, что хорошо бы подвергнуть тасованию и само первое лицо. Поэтому разумный руководитель занимается не только политическими манипуляциями, но и обеспечением экономического развития.
Еще недавно нам казалось, что идея усиления государственного регулирования посредством денежной накачки экономики умерла после того, как мудрый государственник Примаков профинансировал в конце прошлого года оплату долгов правительства при помощи денежной эмиссии. В тот период инфляция резко возросла (декабрь к октябрю), а реальные доходы осчастливленного этими выплатами населения резко упали. С января Примаков унялся, унялись и цены.
Однако идея не унялась. На прошлой неделе о возможном усилении денежной накачки экономики стали говорить вновь в связи с появлением программы кредитно-денежной политики на 2000 год, подготовленной Центробанком. Одним из анализируемых вариантов развития российской экономики становится в этой связи вариант сознательного увеличения темпов инфляции ради увеличения темпов экономического роста. Логика проста: печатаем деньги – возрастает совокупный спрос – увеличиваются стимулы к работе отечественных предприятий – экономика наращивает объем выпуска продукции.
Весьма соблазнительно, конечно, сохранить тот рост, который наметился у нас после девальвации. Более того, для политического лидера ситуация становится все более опасной, если рост выдыхается (а этот момент у нас, скорее всего, не за горами). Однако поддержать нынешние позитивные тенденции за счет работы печатного станка вряд ли удастся. Слишком трудны для преодоления объективные препятствия, лежащие на этом пути.
Когда возрастает совокупный спрос, производитель может реагировать на это двумя способами. Первый способ – увеличить объем производства и насытить, таким образом, спрос. Второй – поднять цены и тем самым перекачать к себе те деньги, которые добренькое государство напечатало для потребителей.
Естественно, выбор между этими двумя вариантами производитель делает не по собственному желанию, а под воздействием объективных обстоятельств. Если существуют объективные возможности для увеличения производства товаров, пользующихся спросом, а сильная конкуренция не дает повысить цены, то срабатывает преимущественно первый вариант. Если же экономика работает на пределе своих возможностей, то расширение спроса приведет лишь к росту цен, а также к росту импорта, который в свою очередь увеличит спрос на доллары и тем самым даст еще один толчок инфляции.
Для реализации первого варианта нужно, чтобы к нам шли инвестиции, чтобы предприятия могли реконструироваться и приспосабливаться к изменению спроса потребителей. С инвестициями же дело обстоит по-прежнему плохо. Поэтому наиболее вероятно развитие событий по следующему сценарию. Если осуществляется денежная накачка, то постепенно все большая часть спроса будет оставаться без адекватного роста предложения. Экономика станет топтаться на месте, и путь к высокой инфляции окажется открыт.
Любить инвестора
Единственный реальный способ обеспечения развития экономики – это оставить надежды на успех манипуляций с людьми и с деньгами. Но зато предпринять максимально возможные усилия для привлечения частных инвестиций в реальный сектор экономики.
Конечно, на серьезные успехи в краткосрочной перспективе рассчитывать трудно, поскольку мы уже таких дров наломали со своими финансовыми и политическими кризисами, что инвестор в страхе бежит от российских границ. До президентских выборов ситуация с инвестициями в лучшую сторону наверняка не изменится. Однако в средне- и долгосрочной перспективе обеспечить перелом в лучшую сторону можно. Здесь все будет зависеть от наших собственных усилий, и в первую очередь от позиции премьер-министра Путина.
Во-первых, необходимо не экспериментировать с денежной массой и попытаться сохранить финансовую стабильность. Высокая инфляция и скачки валютного курса убеждают инвестора в том, что вкладывать деньги опасно. В условиях нестабильности трудно планировать бизнес на перспективу, трудно рассчитывать, какова будет отдача от вложений капитала. Поэтому прогнозируемость финансовой перспективы является важнейшим, хотя далеко не единственным условием для привлечения инвестиций.
Во-вторых, необходимо обеспечить хотя бы элементарное соблюдение законности в охране прав собственников. В последнее время примеры вопиющих нарушений этих прав стали просто угрожающе многочисленны (Выборгский ЦБК, Ломоносовский фарфоровый завод, Ленинградский металлический завод, Ачинский глиноземный комбинат и многие другие), что, впрочем, не удивительно. Беззакония творились и в условиях приватизации, но они не ущемляли интересов собственника, поскольку такового еще не было. Сейчас же, когда почти все имущество разошлось по рукам, начался передел. Тут-то и выяснилось, что мы не готовы к защите честного инвестора. Только когда государство проявит силу в решении данного вопроса, в экономику пойдет стратегический инвестор, а не мошенник.
В-третьих, необходимо создавать институты, которые способны расширить масштабы внутреннего накопления. Самым перспективным шагом в этом направлении могло бы стать осуществление пенсионной реформы с переходом к модели накопительного типа. Аккумулирование пенсионных сбережений позволит инвестировать их в реальный сектор экономики. Более того, столь «долгие» деньги, как пенсионные накопления, могли бы быть инвестированы в тех отраслях, куда не решается идти обычный частный инвестор из-за слишком длительного срока окупаемости.
Только финансовая стабильность, четкая работа правовой системы и институциональные преобразования могут обеспечить динамичное развитие российской экономики в начале будущего века.
Дмитрий Травин
18 октября 1999. Газета «Дело». СПб
На фото: В.Путин выступает перед Госдумой в августе 1999 г.