После 21 часа немецкие телезрители могут каждый вечер видеть одну и ту же социальную рекламу. В затемненном помещении – двое. Судя по фигурам – мужчина и женщина. Ясно только, что занимаются сексом. Только ближе к финалу (не только полового акта, но и самого ролика) лицо одного из героев камера ловит крупным планом – человек как две капли воды похож на Адольфа Гитлера. Чуть ниже крупными буквами слоган: «СПИД – массовый убийца». Секс с Гитлером – уместно ли это? К тому же не только с фюрером. Помимо ролика выпущены еще и три вида плакатов, на которых в обнаженном виде развлекаются с девушками соответственно Гитлер, Сталин и Хуссейн.
Инициаторов рекламной кампании по случаю всемирного дня борьбы со СПИДом – гражданская инициатива из Саарбрюккена “Regenbogen e.V.”, чье название переводится на русский как “радуга” и говорит само за себя, и пиар-агентство “Das Сomitee” из Гамбурга – теперь обвиняют в безвкусице и политической близорукости. Правда, не так в самой Германии, где свое “фэ” громко высказали по большой части только еврейские организации, как в Великобритании и в США.
– Это невежественно. И прежде всего по отношению к ВИЧ-инфицированным людям, которые и без того могут чувствовать себя дискриминированными – заявила представитель национального британского фонда борьбы со СПИДом.
А в Америке тем временем опасаются, что после акций такого рода ВИЧ-инфицированные или сомневающиеся в своем здоровье люди просто не решатся лишний раз пройти соответствующий тест, опасаясь, что к ним отнесутся как к массовым убийцам. К минусам ролика относят и отсутствие в нем профилактической составляющей, то есть авторы не удосужились объяснить, как следует предохраняться от возможной болезни. Впрочем, кто не знает сегодня, что для этого существуют контрацептивы, живет, видимо, еще в каменном веке.
Сами немецкие рекламщики не согласны с критикой в свой адрес. На своей интернет-страничке они объяснили причину, заставившую взяться за эту работу: “На сегодняшний день в мире умерло 28 миллионов человек. И каждый день приносит с собой еще 5 тысяч смертельных случаев. Таким образом, именно СПИД является самым массовым убийцей в истории”.
А Дирк Зильц из агентства “Das Сomitee” добавляет:
– Мы хотели дать лицо, страшное лицо, вирусу, а не инфицированным им. И допускали, что наша кампания может несколько выйти за рамки общепринятого, чтобы возбудить интерес к ней.
Между прочим, это агентство однажды уже использовало образы тех же диктаторов в плакатах, призывавших отказаться от одежды из натурального меха. Под изображениями Гитлера, Сталина и Саддама в одежде с меховыми воротниками значилось: “Кто носит мех, тот не ценит жизнь”.
В свою очередь газета Die Welt сомневается в возможности ставить СПИД в один ряд с “главными убийцами истории”, только потому, что от него уже погибло 28 миллионов человек. Однако не дает и однозначно отрицательной оценки событиям: “Возможно, цель и оправдывает средства. В любом случае, создатели этой рекламы ходят по острию ножа. Риск обидеть больных людей остается очень большим, вне зависимости от намерений авторов… Но, как говорится, не бывает плохой рекламы. Внимание, привлеченное к проблеме, уже чего-то да стоит” – так завершает автор статью. А соглашаться с ним или нет – личное дело каждого.
Тем временем представитель “Радуги” Ян Швертнер признался, что шоковый эффект и был задачей создателей:
– На профилактические плакаты министерства здравоохранения со словами “Не дай шанса СПИДу” и картинками редиски и других овощей в презервативах никто уже не обращает внимания. А нашу работу молодежь заметила и оценила.
Подтверждением слов Швертнера стали десятки тысяч кликов в Интернете в поисках клипа до его появления в эфире (см. ролик здесь). Кстати, все та же немецкая молодежь ответила на уколы британцев, имевшие политический подтекст: “А не сынок ли наследного принца заявился как-то на вечеринку в эсэсовской форме?”.