Какое будущее ждет духовное образование в Петербурге?

Накануне празднования 200-летия Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), которое должно состояться 9 октября, патриарх Кирилл (Гундяев) вновь привлек внимание к своей образовательной политике. Он заявил, что признание государством церковных дипломов способствует укреплению национальной безопасности и является эффективной мерой в борьбе с экстремизмом, поскольку государственный контроль над духовным образованием способен предотвратить проникновение сюда «вредных» идей. Заодно он сказал, что сопротивление преподаванию религии и соответствующие споры есть наследие атеизма.

        Благие намерения

Однако и дискуссия о присутствии богословия в системе светской школы, и отсутствие государственной аккредитации церковных вузов, как это ни парадоксально, служат на благо богословию. Та “русская тройка”, на которой Его Святейшество хочет въехать в научно-образовательное пространство России, на самом деле напоминает триумфальную квадригу. В нее впряжены: 1) преподавание Закона Божьего в школе под видом “Основ православной культуры”, 2) изучение богословия в вузах, 3) государственное признание дипломов семинарий и академий и 4) внесение теологии в специальности Высшей аттестационной комиссии (ВАК), сопряженное с открытием диссертационных советов при духовных вузах.

Все направления пронизывает одна идея. “Конкурентоспособность” церковного образования должна поддерживаться не столько его высоким качеством, сколько авторитетом государства, тогда как в других странах, где государственная аккредитация отсутствует вообще, востребованность теологов объясняется именно их знаниями. “Благие намерения” приведут лишь к снижению качества самого образования и утрате интереса к нему.

Вместе с тем в условиях российской действительности определенные шаги в области уравнивания возможностей для выпускников светских и духовных вузов не только необходимы, но и неизбежны. Известно, что в феврале 2008 года церковным вузам было не только позволено получать федеральную лицензию на образование,  но  и включать в необходимый для лицензирования состав педагогов людей с богословскими степенями, приравняв их тем самым к степеням, утвержденным ВАК. Это последнее распоряжение Рособрнадзора, по сути дела, угрожает единому правовому пространству РФ. Более ответственным выглядит подход Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки, озвученный Татьяной Петровой. Она предлагает расширить возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций для выпускников духовных вузов, однако не по теологии, а по “ваковским” гуманитарным специальностям, вбирающим в себя проблематику церковной истории и культуры.
Эта идея представляется перспективной. Не только в связи катастрофически снижающимся уровнем диссертаций в России, когда появление каждого нового диссертационного совета лишь усугубляет ситуацию. И не только потому, что богословие является синтезом гуманитарных наук, вбирающим в себя филологию, историю, право, археологию и др., что легко позволяет “бурсаку” доработать “кандидатку по богословию” до качественной работы по одной из перечисленных выше специальностей. Дело в самих выпускниках духовных школ, которых подобная ситуация будет стимулировать к настоящему интеллектуальному развитию. Не секрет, что для многих из них целью окончания академии является получение места священника на богатом приходе, и написанная ими “кандидатка” зачастую оказывается сомнительной компиляцией.

Новая ситуация сможет создать основу для нострификации дипломов о церковном образовании в каждом отдельном случае, а также способствовать параллельному получению светского образования, что автоматически снимет все надуманные проблемы. Патриарх Кирилл, который был ректором СПбДА в 1974 – 1984 гг., хорошо помнит, что именно люди, сочетавшие оба образования, составляют гордость академии.

        Нездоровые явления

Одновременно это сможет повысить уровень церковного образования вообще, о котором нельзя не скорбеть. Пример СПбДА здесь весьма показателен. Некогда Императорская Академия, созданная в 1809 году, дала не только России, но и миру выдающихся ученых и церковно-общественных деятелей. После своего возрождения в 1946-м она какое-то время существовала за счет старых кадров, а в 1990-е уже боролась за существование. Но лишь в период ректорства Константина Горянова (1996 – 2008 гг.) академия превратилась, по словам покойного патриарха Алексия, в провинциальную бурсу. Происшедшее было связано с сознательной деятельностью ее руководства, проводившего соответствующую кадровую и образовательную политику, направленную на превращение семинаристов в ограниченных исполнителей начальственной воли.

Сегодня это особенно ощущается. Впервые образовался возрастной разрыв между старой профессурой, окончившей академию еще в 1960-е гг., и новым поколением преподавателей, выращенных Горяновым в 2000-х. Это делает практически невозможным продолжение в академии добрых петербургских культурных и научных традиций. Назначение проректором по воспитательной работе, пусть и с приставкой “и.о.”, Эдуарда Никитина, одного из челядинов бывшего ректора, доказывает, что никаких изменений в СПбДА после его отставки в октябре 2008-го не произошло. Люди, подобные новому “воспитателю”, сами воспитаны в присущей своим хозяевам логике власти, унижающей студента и способной лишь добить академию.

Появление в конце 2008 года нового ректора епископа Амвросия (Ермакова), породившее изначально массу иллюзий, также пока обернулось разочарованием, поскольку при нем главным проявлением “отеческой заботы” стало немотивированное отчисление студентов.

Впрочем, недавно в СПбДА произошло событие, которое некоторые пытаются представить скандалом.  Профессор академии протоиерей Георгий Митрофанов выпустил книгу “Трагедия России. “Запретные” темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике”, где честно сказал, что думает: изменник Родины не генерал Власов, а маршал Сталин, и что в России нормальная жизнь не начнется до тех пор, пока советское прошлое будет оставаться предметом национальной гордости.

Естественно, “профессиональные православные” бросились шельмовать профессора и даже успели написать на него донос в администрацию президента, где их поблагодарили “за активную гражданскую позицию”, а копию доноса переправили в комиссию “по фальсификации истории”.

Не только они. В травле церковного историка объединилось старое и новое поколение преподавателей СПбДА. В том числе и протоиерей Владимир Сорокин, в 1970 – 1990-е годы  бывший инспектором и ректором академии. Именно тогда  для семинарского руководства было “нормой” доносить в КГБ на студентов, которые читали не только Библию и газету “Правда”. Заявив, что радикальные взгляды на историю способны лишь стравить людей, он уточнил, что  “прытких говорунов кто-то хорошо проплачивает”, и тут же, не мешкая, обвинил Бориса Ельцина в развале страны и церкви. 

Для характеристики взглядов на истории любопытно, что отец Владимир ведет “Всероссийский помянник”, где наряду с уничтоженными советской властью духовенством и мирянами, присутствуют “герои СССР” и “герои социалистического труда”. Кстати, он является председателем епархиальной комиссии по канонизации. Похоже, что для отца Владимира новомученики и “гертруды”  – явления одного порядка. Так у кого же в голове каша? Можно только порадоваться за Георгия Митрофанова, который недавно освободился от присутствия в этой комиссии.

        Здоровые явления

В конце концов, серьезные люди посоветовали вмешаться в полемику патриарху Кириллу. Он сделал это не без изящества: не называя имен, сказал, что оправдание генерала Власова служит размыванию грани между добром и злом. Однако это не помешало отцу Георгию продолжать занимать кафедру церковной истории в Санкт-Петербургской духовной академии.

Случайность ли это, или же действительно академия отныне будет хранить необходимую развитию богословия свободу мнений, покажут итоги грядущего празднования. Ясно лишь одно, что в СПбДА трезвая христианская мысль не уничтожена окончательно. И это здорово.

Еще одно здоровое явление – это сами студенты, приходящие в “бурсу” с горящими глазами и готовностью служить людям. Лишь потом им внушают, что главной жизненной ценностью является подчинение начальству. Не случайно именно здесь совпали интересы некоторых представителей новой и старой академической профессуры, которые пассивно наблюдали, как уничтожалась академия при прежнем ректоре. Не случайно никто из них так и не потребовал, чтобы студенты, изгнанные в 2000 году из духовных школ по ректорской прихоти только за то, что они рассчитывали на христианское отношение к себе, были возвращены обратно.

Вот имена этих студентов: Анастасия Хрущева, Ольга Залецкая, Андрей Пинчук, Виктор Мельник, Владимир Собченко, Дмитрий Шорин, Денис Левыкин, Сергей Бортник, Иван Чумак, Владимир Сушко. Сегодня все они нашли свое место в служении Церкви и обществу.

И такие студенты – смысл существования духовных школ, юбилей которых состоится через несколько дней. Наверняка есть они и сейчас. Бог в помощь вам, ребята!