400 человек из авиакомпании «Россия» могут оказаться на улице

ГТК «Россия» приняла решение избавиться от самолетов Ту-154.Вместе с авиалайнерами ненужными могут оказаться порядка 400 человек. А горожане лишатся возможности летать во многие города России.

 

      Первым делом – самолеты. Иностранные

Сейчас в авиапарке ГТК “Россия” – десять Ту-154-М. В скором времени их либо продадут, либо пустят “под нож”. Уже с ноября они перестанут летать. Компания объясняет это тем, что отечественные самолеты нерентабельны – съедают топлива почти в два раза больше иностранных. К тому же они не отвечают нормам Евросоюза по шуму, а потому их невозможно отправить в заграничные полеты.

– ТУ-154 не запрещены в Европе, – опроверг это утверждение председатель совета первичной профсоюзной организации летного состава ГТК “Россия” Игорь Морозов. – При соблюдении ограничений по массе они вполне могут туда летать. Только в 2012 году могут быть приняты ограничения по шуму, которым мы не будем соответствовать.

Профсоюзы как раз и добивались того, чтобы наши Ту выводились из эксплуатации постепенно. До 2012-го еще есть время. К тому же не все рейсы совершаются за границу. А на боингах и эйрбасах по России особо не полетаешь.

Более того, многие аэропорты вообще не имеют возможности принимать боинги или эйрбасы. Если ГКТ откажется от Ту-154, уже в этом году петербуржцы не смогут летать в Минеральные Воды, Мурманск, Норильск, Архангельск.

        Из летчиков – в ассенизаторы

Но главная проблема касается персонала. На Ту-154 в Петербурге “завязано” более 400 человек. Из них 190 – летчики. Это практически треть всего летного состава компании. Еще 75 человек, готовящихся к увольнению, – бортпроводники.

– В основном это люди со стажем работы больше 10 лет. “Россия” почему-то решила превратить самолеты в подиумы и вместо опытных работников набирает молодежь, – рассказала глава профсоюза бортпроводников компании Валентина Воронина.

Потенциальным безработным ГТК предложила список вакансий, востребованных в авиакомпании. В том числе пилотам предлагают стать бухгалтерами, ассенизаторами, медперсоналом. Свободны пока и должности командиров боингов. Но нельзя пересесть с Ту на боинг без переподготовки. А компания не гарантирует, что будет кого-то переучивать за свой счет.

– Им проще набрать уже готовых пилотов со стороны, немного в них вложиться, чем оставлять тех, кто проработал у них уже по 10–20 лет, но на другом типе самолетов, – говорит Морозов.

Кстати, в России нет возможности обучать пилотов боингов. Соответствующие тренажеры есть только в Европе. Но, утверждают профсоюзные лидеры, ГТК не берет это в расчет, переходя с отечественных самолетов на иностранные.

Аналогичная ситуация и в обслуживании импортных авиалайнеров. Ремонт боинга или эйрбаса стоит значительно дороже, чем Ту-154. Когда компания только начинала переходить на западные самолеты, в Пулково набрали новый техперсонал. Но есть ощущение, что он не справляется с заграничной техникой.

– В ГТК 14 аэробусов. Но летают только 10, – сообщил Игорь Морозов. – Один все никак не могут починить после столкновения с птицей. В другую “иномарку” пулковские же мастера врезались на тягаче.

С одной стороны, пассажиры должны бы только радоваться обновлению парка самолетов. Но зачастую закупаемые российскими компаниями боинги и эйрбасы – далеко не первой свежести, с потрепанными салонами. Европейские дискаунтеры с ценами на билеты по 20–30 евро и то могут позволить себе более новые машины.

Молчание профсоюзов

Почему-то профсоюзы забили тревогу только сейчас, когда до увольнений осталось чуть больше двух месяцев. Но о проблеме было известно уже давно. Во-первых, компания ранее точно так же избавилась от Ту-134 и Ил-86. “Россия” одной из последних начала отказываться от отечественных самолетов. Аналогичные сокращения уже прошли во многих других российских авиакомпаниях.

ГТК “Россия” благополучно сдала свои рейсы другим авиакомпаниям. Например, “Трансаэро” получила четыре рейса в неделю в Египет. Турция тоже “улетела” от ГТК. 

Проблемы в петербургском аэропорту начались, когда ГТК “Россия” досталась госкорпорация “Ростехнологии”. Изначально были разговоры о том, чтобы объединить питерскую компанию с московским “Атлант-Союзом” и сделать базу в столице. Пулково тогда бы превратился в местечковый, практически транзитный аэропорт. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко выступила с заявлением, что город может потянуть и собственную полноценную авиакомпанию. Пулково оставили в покое. Но теперь, видимо, новое руководство ГТК – как раз московское – нашло новый способ развалить “Россию”.

– Ощущение, что идет планомерный развал нашей компании, – открыто заявил Морозов.

Первые повестки с предупреждением о грядущем сокращении летчикам начали выдавать в начале сентября. В июне подобные бумаги получили техники. Но их профсоюз безмолвствует. Не было представителя технических служб и на прошедшей пресс-конференции. Видимо, эту часть сотрудников, завязанных на Ту, выставят за дверь совсем тихо.