В 2020 году исполнится ровно 30 лет как Петербург, тогда еще Ленинград, вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но требования, выдвигаемые Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия к российскому государству в отношении охраны исторического центра Петербурга и его пригородов, не выполнены до сих пор.
Прежде всего, не создан план управления объектом Всемирного наследия, а также не существует механизма оценки воздействия будущего строительства на объект Всемирного наследия. Сдвинуть дело с мертвой точки намерено Петербургское отделение Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (НК ИКОМОС, Россия).
Начать решили с «оценки воздействия». Тем более, что представился удобный повод.
Еще в 2016 году президент Владимир Путин дал поручение внести в 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия…» статьи, предусматривающие порядок оценки воздействия. Через два года минкультуры родило проект, который осенью 2019 года одобрило правительство РФ (ныне – в отставке). Но до Госдумы документ не дошел.
Смысл проекта пояснил на круглом столе юрист Юрий Курикалов. По его словам, задуман некий «черный ящик», в котором производится та самая «оценка воздействия» проекта. Если там принимается положительное решение (то есть не воздействует отрицательно), то внимание: проект направляется в Комитет Всемирного наследия, расположенный в Париже, для получения либо одобрения (строить можно), либо несогласия (строить нельзя).
Проблема в том, что эта норма работать не будет: нет в ЮНЕСКО такого количества бюрократии, чтобы рассматривать наши бумаги. Больше того, Комитет Всемирного наследия не принимает решений в формате «запрещаем-разрешаем». Он может посоветовать, как поступать. Для этого существуют официальные консультативные органы. Например, ИКОМОС.
Недавно Маргарита Штиглиц, вице-президент НК ИКОМОС и Юрий Курикалов подготовили альтернативный вариант порядка оценки воздействия. Никаких «черных ящиков». Проводится по установленным правилам государственная историко-культурная экспертиза, она направляется в НК ИКОМОС и тот выдает свое заключение. Если признается, что отрицательное воздействие существует, то проект отправляется на доработку. И тогда новый вариант экспертирует другой состав специалистов.
Важный вопрос, кто будет финансировать проведение экспертиз? По мнению Курикалова, на сегодня это может быть только инвестор. Хотя Михаил Амосов, депутат ЗакСа процитировал статью Конвенции, где говорится об обязанности государства финансировать охрану объектов Всемирного наследия. Часть средств можно было бы потратить на оплату труда экспертов.
После шлифовки законодательная инициатива петербуржцев, будет отправлена в НК ИКОМОС в Москву. Если там получит одобрение, то ее будут продвигать в Госдуму.
С планом управления объектом Всемирного наследия намного сложнее. На круглом столе Алексей Михайлов, зампредседателя КГИОП сравнил этот документ со Стратегией социально-экономического развития Петербурга до 2035 года.
Тем не менее, источники утверждают, что такой план был заказан Министерству культуры и разработан Институтом культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачева. Но показывать его не спешат, хотя НК ИКОМОС предлагал это сделать в ноябре 2019 года на Петербургском культурном форуме.
Что касается деятельности НК ИКОМОС по горячим градозащитным точкам, то Елизавета Алехина, член Совета НК сообщила «Городу 812», что организация намерена обратиться в Газпром с предложением показать проект застройки Охтинского мыса и обсудить его с экспертами. Алехина считает, что к НК
ИКОМОС прислушиваются власти и ему не откажут.
Вадим Шувалов