Когда «Пулково» превратится в хаб международного класса

Пока ГТК «Россию», базовую авиакомпанию «Пулково», раздирают профсоюзные страсти, сам аэропорт готовится к прививке в 1 млрд евро, ведет переговоры с Дубаем и подумывает долететь до Нью-Йорка. О том, когда и как «Пулково» превратится в хаб международного класса, журналу «Город 812» рассказал Виктор КОНЯЩЕНКОВ, советник генерального директора по развитию ОАО «Аэропорт «Пулково».

– За 7 месяцев этого года пассажиропоток “Пулково” упал на 11,6% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Насколько серьезен этот спад для аэропорта?

– Надо сказать, что снижение объемов перевозок затрагивает не только “Пулково”. Это общемировая тенденция. Первый тревожный сигнал мы получили в ноябре 2008 года, когда динамичный рост, который наблюдался в течение всего 2008 года, замедлился. В апреле 2009 года аэропорт обслужил почти на 16% меньше пассажиров, чем в апреле прошлого года. По результатам восьми месяцев 2009 года мы видим значительное улучшение ситуации – снижение на уровне менее 10%. По результатам трех недель сентября пассажиропоток достиг уровня аналогичного периода прошлого года.

Интересным показателем экономических тенденций в регионе являются изменения не только в объемах, но и в структуре авиаперевозок. В ноябре-декабре 2008 года в “Пулково” стало заметно снижение активности на крупнейшем для нас направлении “Санкт-Петербург – Москва”. С рейсами в дальнее зарубежье иная ситуация: в конце прошлого года мы наблюдали на них устойчивый поток пассажиров. А причина крылась в том, что путевки обычно покупаются заранее, и люди попросту не стали менять свои планы. Сейчас же, наоборот, пассажиры реже всего путешествуют именно за границу. И, скорее всего, именно спрос на направления дальнего зарубежья будет дольше всего восстанавливаться после экономического кризиса.

– Какие прогнозы по объему авиаперевозок можно сделать?

– Если говорить в целом, то сейчас ситуация значительно стабилизировалась и соответствует нашим оптимистичным прогнозам. В этом году пассажиропоток “Пулково” составит прядка 6,5 млн человек. Это на  7 – 8% меньше,  чем прошлогодние показатели, но и настолько же больше, чем в  2007 году. Рост перевозок ожидается уже в 2010 году. Он, скорее всего, не будет измеряться двухзначными цифрами, как это было раньше. Но в пределах 10% рост возможен.

– Летом этого года был определен победитель конкурса на реконструкцию и эксплуатацию “Пулково” – консорциум Fraport AG и ВТБ. Подписание соглашения с ними намечено на ноябрь этого года. Что будет происходить с “Пулково” после того, как это соглашение будет подписано?

– Победитель конкурса – консорциум “Воздушные ворота Северной столицы” объединяет российский банк ВТБ, аэропортового оператора Fraport и греческую инвесткомпанию Horizon Air Investments. Конкурсное предложение этого участника было признано жюри наиболее выигрышным как по техническим, так и по финансовым показателям и в полной мере соответствует требованиям по эффективности управления международными аэропортами. Трехстороннее соглашение о государственно-частном партнерстве, подписание которого ожидается в ноябре этого года, предполагает большой объем инвестиций – более 1 млрд евро в течение достаточно короткого периода времени. По условиям соглашения к 2013 году инвестор построит новый пассажирский терминал, рассчитанный на обслуживание 17 млн пассажиров, и прилегающую коммерческую инфраструктуру: паркинги, бизнес-центр, гостиницу, дорожные развязки.  Помимо этого предполагается модернизация инфраструктуры аэродрома: реконструкция и расширение перронов, строительство зданий для аэропортовых служб.

Инвестор получит аэропорт в управление на 30 лет. За это время он не только будет инвестировать в развитие его инфраструктуры, но и получать доход от управления аэропортом. Мы ожидаем, что “Фрапорт” привнесет в проект новые аэропортовые технологии. Именно благодаря им “Пулково” по-настоящему станет аэропортом международного класса.

Предполагается, что вместе с функциями управления в новую компанию будут переведены и сотрудники “Пулково”. Также в соглашении прописано, что через 30 лет все вновь построенные объекты должны быть переданы городу обратно. Существующая компания ОАО “Аэропорт “Пулково” будет в течение этого срока выполнять функцию государственной управляющей компании, чтобы от лица города следить за соблюдением инвестором всех условий  соглашения о ГЧП.

– Какие задачи по развитию стоят перед “Пулково” на ближайшее время? Насколько на планы повлияли итоги конкурса на реконструкцию “Пулково”?

– Подписание инвестиционного соглашения и его вступление в силу как раз и является нашей приоритетной задачей на этот период. Эти два события разнесены между собой сроком на 6 месяцев. Этот срок нужен инвестору, чтобы получить банковское финансирование и все необходимые разрешения на осуществление аэропортовой деятельности. А наша задача – обеспечить непрерывность работы аэропорта и  оказать максимальное техническое содействие инвестору.

– В 2007 году аэропорт “Пулково” объявлял о начале маркетинговой компании по увеличению количества рейсов на дальнемагистральных направлениях. Чем закончилась эта кампания?

– Привлечение новых перевозчиков, в том числе и дальнемагистральных, развитие маршрутной сети, увеличение частот полетов для аэропорта – непрерывный процесс. Аэропорт постоянно проводит переговоры, маркетинговые мероприятия, развивает взаимодействие с авиакомпаниями, которые уже выполняют к нам рейсы.

В этом году к нам возобновил полеты венгерский Malev, начал выполнение рейсов новый дискаунтер Clickair. В следующем году они планируют как минимум сохранить наше направление. С авиакомпанией Turkish Airlines достигнута договоренность об увеличении частоты полетов.

Однако в том, что касается дальнемагистральных маршрутов, одного желания авиакомпании открыть полеты в Санкт-Петербург мало. Перевозчик должен быть уверен, что на рынке существует долгосрочная положительная тенденция к росту спроса на это направление. 

В последнее время мы работаем над привлечением авиакомпании Emirates. Наши усилия во многом успешны – в результате последних переговоров эта компания внесла Петербург в так называемый target list. 16 – 17 сентября представители Emirates посетили “Пулково” с  целью изучения наших возможностей и инфраструктуры. В ближайшее время мы будем делать им коммерческое предложение. Привлечение Emirates – важный этап в развитии перевозок из “Пулково”. Emirates является одним из крупнейших перевозчиков на Ближнем Востоке с очень развитой маршрутной сетью. Она доставляет пассажиров фактически в  любую страну Азии, Африки, Австралию и другие регионы южного полушария. Очень часто такие маршруты дают мощный импульс развитию бизнеса с этими регионами.

– Какие направления сейчас кажутся перспективными?

– Одно из самых перспективных направлений – это линия “Санкт-Петерург – Нью-Йорк”. На эту линию мы наблюдаем постоянный спрос, через специальную базу данных. Но, к сожалению, количество пассажиров все еще недостаточно, чтобы какой-либо перевозчик начал выполнять полеты на регулярной основе. Для того чтобы открыть такой рейс нужно ежедневно перевозить около ста пассажиров. Плюс, как правило, для таких маршрутов важно наличие бизнес-пассажиров. А их пока недостаточно.

– Считается, что для того, чтобы превратить “Пулково” в хаб, Fraport надо решить две задачи: привести в аэропорт новых крупных перевозчиков и снизить тарифы на обслуживание самолетов? Насколько такие задачи, на ваш взгляд, выполнимы и в какой срок?

– Хабы бывают разные и разного значения. Я бы не стал однозначно говорить, что есть какая-то “формула успеха”, которая превращает аэропорт в хаб. Например, Франкфурт – это мегахаб. Но таких аэропортов в мире нужны единицы.

“Пулково” может занять другую конкурентную нишу хабов, которые обслуживают 15 – 30 млн пассажиров с долей трансфера до 25%. Таких  аэропортов в мире десятки. Основным ключом к успеху является наличие базового перевозчика, который способен организовать трансферную технологию.

Что касается тарифов, то я не предполагаю, что в ближайшее время в Петербурге они будут снижены. Ведь нужно не только построить новую инфраструктуру, нужно ее еще и окупать. Скорее новый оператор постарается не повышать тарифы на обслуживание за счет увеличения доли доходов аэропорта от неавиационной деятельности.

– По планам “Пулково” к 2013 году будет иметь терминал на 17 млн пассажиров. Насколько такие планы реальны? И откуда может взяться такое количество пассажиров?

– Прогнозы в существующих экономических условиях делать непросто. Однако в наш прогноз по пассажиропотоку заложены темпы роста, не превышающие 10% в год. Поэтому, даже если мы будем исходить из пессимистических прогнозов, то достижение уровня 17 млн пассажиров к 2025 году – не является каким-то нереальным. Количество пассажиров будет увеличиваться за счет увеличения количества полетов.

Не секрет, что мы рассчитываем на повышение привлекательности Петербурга как туристического центра как для иностранных граждан, так и для россиян. Это, безусловно, увеличит пассажиропоток. Взять, к примеру, Прагу. За небольшой период времени пассажиропоток в Пражском аэропорту вырос в 3 раза именно за счет туристов.

  Соседские планы:  

Хельсинкский аэропорт “Ванта” в декабре открывает новый терминал с бутиками, ресторанами, видеобаром для детей и СПА-центром на сто человек, откуда можно будет следить за происходящим на взлетной полосе. Все эти новшества предусмотрены прежде всего для транзитных пассажиров, летящих из Европы в Азию (финны доказывают, что самый короткий путь в Азию лежит через Хельсинки). Предполагается, что пассажиры бизнес-класса будут ходить в СПА бесплатно, а эконом-класса – за не очень большие деньги.

Обо всех этих новшествах финны приехали рассказать в Петербург, поскольку рассчитывают на пассажиропоток из России. Статистика показывает, что русские активно летают через Хельсинки, с недавних пор еще и в Лапландию. Поток пассажиров, по мнению финнов, несколько ограничивают сложности погранперехода. “Мы видим эту проблему, но своими силами решить ее не в состоянии. Вот когда запустят новый скоростной поезд между Петербургом и Хельсинки…” – помечтал Самули Хаапсало, исполнительный директор Finavia, фирмы, управляющей аэропортами Финляндии, и тут же загорелся идеей запустить фирменный автобус между Петербургом и Хельсинки специально для авиапассажиров.

До конца года должны состояться первые перелеты двух бюджетных авиакомпаний из Лаппеенранты. Однако назвать перевозчиков, с которыми ведутся переговоры, Хаапсало пока не захотел: “Развитие так называемых тихих аэропортов входит в наши планы, и до конца года, думаю, два оператора уже начнут свою работу в Лаппеенранте. Взлетные полосы и навигационные системы там в полном порядке, вот здание аэропорта необходимо приводить в порядок, чтобы оно тоже соответствовало международным требованиям”.

С. Л.

– Ряд экспертов уверяет, что в Петербург с удовольствием пришла бы Lufthansa, которая бы сделала “Пулково” своим базовым аэропортом. Особенно после того, как терминалом будет управлять германский Fraport. Возможен ли такой вариант развития событий?

– Lufthansa сегодня выполняет большее количество рейсов в “Пулково”, чем любая другая иностранная авиакомпания. Во многом за счет либеральных межправительственных соглашений, подписанных между Россией и Германией в области воздушных перевозок. Но Lufthansa уже имеет в Европе два хаба – Франкфурт и Мюнхен. Поэтому Петербург для нее больше выполняет роль фидера (перевоз пассажиров для дальнейшей пересадки).

Плюс надо помнить, что Fraport входит в состав консорциума, и он, как оператор аэропорта, будет принимать те решения, которые выгодны для всех его участников.

– Недавно представители ГТК “Россия” требовали убрать из “Пулково” низкобюджетных перевозчиков. Какова позиция аэропорта “Пулково” по отношению к привлечению low-cost авиакомпаний?

– Честно говоря, мне о таких требованиях ГТК “Россия” неизвестно. В “Пулково” продолжают полеты все низкобюджетные перевозчики, с которыми мы начинали сотрудничество, и их количество только увеличивается. В частности, уже упомянутый Clickair.

Мы, как аэропорт, всегда приветствуем появление новых перевозчиков, но никого не выделяем. Все авиакомпании работают по единым тарифам. Мы оказываем дополнительную поддержку только тем, кто осваивает маршруты, которых  у нас раньше не было. Но эти преимущества не ценовые.

Дискаунтеры для аэропорта “Пулково” важны. Они не только дополняют конкурентную среду, но и в силу большей гибкости предлагают инновационные предложения по обслуживанию пассажиров, которые потом в хорошей их части перенимаются и другими. Например, дискаунтеры начали просить аэропорт производить весь комплекс по обслуживанию их самолетов за 45 минут, и мы  смогли это сделать. Теперь этим пользуются другие перевозчики. Сотрудничество с такими перевозчиками помогает нам добиться большей эффективности в работе. А выигрывают пассажиры.

– Как создание “Росавиа” и вхождение в нее ГТК “Россия” скажется на развитии аэропорта “Пулково”?

– Конечно, не видя программы и стратегии “Росавиа”, сложно сказать, насколько она повлияет на развитие “Пулково”. Но тот факт, что ГТК “Россия” будет ее частью, несомненно, нас застрагивает. Существуют определенные договоренности между собственником “Росавиа” – госкорпорацией “Ростехнологии” – и Правительством Санкт-Петербурга о том, то “Россия” останется базовой компанией в “Пулково”. Мы надеемся, что любые изменения, которые будут касаться “России”, будут только на пользу как авиакомпании, так и аэропорту.

– Какими достижениями вы гордитесь?

– За последние годы аэропорт изменился в лучшую сторону. Это отмечают как пассажиры, так и авиакомпании. Самое главное достижение – это то, что “Пулково” непрерывно развивается. Доказательство этому – успешное завершение инвестиционного конкурса. Он проходил на подъеме, в атмосфере конкуренции и высочайшей заинтересованности всех участников.

Наша главная цель – создать в Петербурге аэропорт международного класса. И выбор инвестора – очень важный шаг, который позволит в короткие сроки сделать необходимые инвестиции в инфраструктуру и внедрить в “Пулково” новейшие аэропортовые технологии. В результате Северная столица получит аэропорт, соответствующий ее статусу, а пассажиры ощутят все преимущества европейского уровня сервиса.