Никита Явейн – очень успешный архитектор. Когда уже кажется, что его «Студия 44» вышла из числа фаворитов у влиятельных заказчиков, как она опять оказывается на коне. В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка «Студия 44. Анфилада», где можно увидеть, что Никита Явейн хотел сделать из Петербурга, но не случилось.
Явейн и Главный штаб. Причина первая
Самая простая причина сходить на выставку «Студия 44. Анфилада» считывается в ее названии. «Студия 44» Никиты Явейна создала проект приспособления восточного крыла Главного штаба для Эрмитажа. Проектирование началось в 2002 году, все работы завершились в 2014-м – к 250-летию Эрмитажа.
Главной идеей проекта было создание внутри классицизма Карла Росси анфилады из пяти атриумов (бывших дворов) и трех трансформеров (внутренних флигелей, соединявший корпуса на Дворцовой площади и на набережной Мойки).
Впервые за шесть лет анфилада открыта целиком. Обычно она поделена между разными выставками.
Попытка открыть анфиладу была два года назад при подготовке выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Но не срослось.
Теперь авторы проекта сами показывают свои идеи. Кроме анфилады, это использование трансформеров. В определенные часы стены повернуты одной стороной, где показаны одни экспонаты, в иные часы — обратной стороной с другими. Также в одном атриуме создан висячий сад из лип по образу такого же сада в Малом Эрмитаже. Бетонные «стаканы» под мощные корни были в проекте и они реализованы. Но музейщики посчитали, что в постоянном режиме деревья там держать все же не следует.
Явейн и Петербург. Причина вторая
В открытой анфиладе показывают, чем занималась «Студия 44» за 25 лет своего существования. На выставке много фотографий, макетов, видео и т.д. Как осуществленное, так и оставшееся на бумаге.
На мой взгляд, там три интересные для Петербурга проекта. Все три – не реализованные, но важные для понимания городских сюжетов.
1) После завершения строительства Ладожского вокзала, «Студия 44» готовила проект пяти 150-метровых небоскребов рядом с ним. Не случилось. И теперь мы имеем полных хаос на этой территории. Из которого в ближайшие десятилетия точно не выбраться.
2) Цивилизованное приспособление Апраксина и Щукина дворов. Дикое «петербургское чрево», по аналогии с парижским, давно пора ликвидировать. Один губернатор сменяет другого, десятый инвестор сменяет пятого и все остается по-прежнему. Проект Явейна об этой теме еще раз напомнил.
3) Проект Музей обороны и блокады Ленинграда на Смольной набережной (на выставке ему отведено особо почетное место). Сейчас нет смысла обсуждать, уместилось бы это сооружение на набережной, да еще в окружении выезда из Орловского тоннеля.
Но очевидно, что современный блокадный музей в исторических постройках Соляного городка будет сделать очень трудно. Там самое место для показа истории репрессированного музея и панорам типа «Дорога через войну». Проект «Студии 44», вынесенный, условно говоря, в «чистое поле» мог бы стать таким музеем-мемориалом.
Явейн и коллеги. Половина причины
На вернисаже, где было неожиданного многолюдно, я задавал всем активно практикующим архитекторам один вопрос: «Вам не завидно?». Ответы были разные – от «рад за коллегу и друга» до «конечно!». А один зодчий сказал, что завидует не тому, что спроектировала и построила «Студия 44», а менеджерскому умению Никиты Явейна каждый раз сплотить команду под конкретную задачу.
Вадим Шувалов