Александр Авдеев: «Когда я слышу слово «культура» – я хватаюсь за башню»

На прошлой неделе многих удивил глава Минкульта Александр Авдеев, заявивший, что небоскреб на Охте строить не нужно. И строители, и борцы с башней необыкновенно возбудились этому факту, усмотрев в нем намек на смену тренда. Намек этот, правда, абсолютно умозрителен.

  Сколько лет собираются строить башню, столько лет общественность гадает, как к этому относятся первые лица – сначала гадали про одного, теперь – про обоих. Но внятных ответов от Путина – Медведева общественности получить так и не удалось. С одной стороны, вроде бы у башни нет приверженцев уровня выше главы “Газпрома” Алексея Миллера. В поддержку этой теории говорит тот факт, что о желании подарить Петербургу небоскреб “Газпром” объявил в конце 2004 года. С тех пор прошло 5 лет – но строительство так и не началось, а Смольный отказался финансировать проект, что вряд ли было бы невозможно, если бы за строительством следил лично Владимир Путин.

С другой стороны – несмотря на все недовольства общественности и даже угрозы ЮНЕСКО исключить Петербург из списка объектов всемирного наследия, подготовка к строительству все-таки идет. Значит, это кому-то нужно.

В этом смысле выступление Александра Авдеева – знаковое. Он – самый крупный на сегодня федеральный чиновник, высказавшийся по поводу башни. К тому же министр не просто раскритиковал идею небоскреба на словах, а отправил в петербургскую прокуратуру заключение Росохранкультуры, в котором говорится о нарушениях закона, допущенных Смольным при согласовании проекта. Вдохновило борцов с башней и заявление Никиты Михалкова (у него, как считается, наследственная способность улавливать нужное направление ветра), тоже выступившего против – впрочем, высказывание крайне осторожное и неконкретное.

Газпромовцы ответили сожалением о том, что такой уважаемый человек, как министр, “использует служебное положение для навязывания личной позиции плохо информированным гражданам”. А кроме того, опубликовали свой ответ на регулярно появляющиеся письма деятелей культуры против башни: письмо за башню с 42 подписями во главе с Боярским, Эйфманом и Розенбаумом. Правда, 42 деятеля культуры не набралось, поэтому к ним  добавили депутатов и спортсменов.

Таким образом, главный вопрос – что заставило Александра Авдеева высказаться против небоскреба. Версия, что он назначен проводником монаршей воли, не выглядит убедительной: она обычно манифестируется иным образом. Возможно, министр, отвечающий за общение с деятелями культуры, решил, что ему для снижения накала надо проявить солидарность с ними. Ходит еще версия про то, что Авдеев примкнул к клану неких нелюбителей Валентины Матвиенко, которые таким образом – посредством башни собираются губернатора дискредитиривать – только непонятно в чьих глазах?

Поэтому, возможно, вся интрига во взаимоотношениях с ЮНЕСКО. Сейчас в Париже проходит генеральная конференция этой организации. Впрочем, обсуждать “Охта-центр” там не должны: согласно решению Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, принятого летом, Петербургу нужно отчитаться о ситуации с небоскребом до 1 февраля 2010 года. Пока этот срок не закончился, говорить вроде бы не о чем (хотя в программе конференции  стоит вопрос о новых рекомендациях ЮНЕСКО по сохранению исторического городского ландшафта, но это – общий документ).

Но после конференции пройдет генеральная ассамблея стран – участников Конвенции по сохранению культурного наследия. На ней состоятся выборы новых членов Комитета всемирного наследия. Мест в нем мало, а желающих много, и Россия в их числе. Оппоненты в ходе предвыборной борьбы наверняка припомнят России состояние дел с сохранностью ее памятников. И история с башней здесь – аргумент номер 1. Россия уже несколько раз пролетала мимо членства в этой организации, поэтому заявление министра культуры, вероятно, призвано несколько смягчить ситуацию.     

___________________________________________________________

 Что может Росохранкультура? 
 
Как пояснил “Городу 812” Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК, Росохранкультура не может отменить постановление правительства СПб и не занимается согласованием проекта “Охта-центра”. Но в обязанности этого ведомства входит контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия. На территории будущей стройки находится объект культурного наследия – крепость Ниеншанц, участок под строительство находится также в зоне охраны объектов культурного наследия.
В. Ш.