Прочитала несколько интервью директоров французских типографий об опыте работы в условиях изоляции. Пока я застряла в Лионе, наша типография в Петербурге работает – но немного, только социально-значимые заказы.
Привожу два совершенно разных, на мой взгляд, мнения. Первое интервью взято 20 марта, спустя 4 дня после объявления карантина, у директора листовой офсетной типографии, второе – через месяц, у директора типографии рулонной.
Генеральный директор бретонской типографии со 110 сотрудниками и оборотом 14 миллионов евро Кристоф Дудит рассказал, как они работают:
«Некоторые типографии прекратили производство, а мы не закрываемся, пока есть заказы. Но они уменьшаются, как шагреневая кожа. Работы хватит еще примерно на полторы недели. Типография сегодня загружена на 60 %, отменено много работ, особенно для различных мероприятий и туризма, но прием заказов продолжается. С понедельника (23 марта) мы уйдем на частичную безработицу (всем неработающим государство будет выплачивать 80-100% зарплаты), останется работать примерно 40 % персонала. Моя обязанность – сохранить рабочие места. Поэтому я не закрываю компанию, тем более что нас и не просили ее закрывать.
На «удаленку» ушли все, кто может работать дистанционно: коммерческие службы, службы PR и HR, часть бухгалтерии. Были приняты меры санитарной безопасности: сотрудники в типографии практически не пересекаются, каждый человек остается в своем кабинете или у своей машины и ежедневно дезинфицирует свое пространство. Закрыты все места, где раньше собирались люди (кофе-машина, раздевалки… – интересно, как тогда организован процесс переодевания и приема пищи?). Все работают на расстоянии не менее 1,5 метра друг от друга, в их распоряжении санитайзеры, и весь завод закрыт для посторонних.
Трудностей в поставках сырья и материалов (не считая гидрогеля и антисептиков) нет. Основная проблема в доставке заказов клиентам, т.к. больше нет возможности доставлять всё ни своими силами, ни силами компаний-перевозчиков. Что касается экономических мер для предприятий со стороны государства: «ни одна компания не будет подвергаться риску банкротства» – я надеюсь на это от всего сердца! Мы поддерживаем связь через сеть Impriclub с нашими итальянскими и испанскими коллегами, которые опережают Францию на десять дней по распространению Covid-19. Там мы делимся информацией о мерах, которые типографии ввели после объявленных ограничений. Создана учетная запись в WhatsApp, чтобы обмениваться лучшими решениями проблем…»
У нас, в России, тоже есть союзы полиграфистов и цифровиков, но у них нет никакой возможности повлиять на неуклонное скатывание полиграфической отрасли к полной стагнации и банкротству типографий.
А вот Леонс-Антуан Депрес, генеральный директор рулонной типографии, расположенной в Руитце в Па-де-Кале, 20 апреля делает другой, несколько неожиданный, вывод: «бумажные» источники информации должны использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах:
«Нам нужно было увеличивать тиражи в это исключительное время карантина… Сейчас момент уже упущен, мы на грани прекращения распространения прессы во Франции. Хотя именно в это время французам нужно читать бумажные газеты и журналы. В стране работают почти 85 % киосков продажи прессы. Я опросил несколько точек продаж, и все сказали мне, что сейчас средний чек увеличился.
За время карантина люди устали от своих гаджетов и телеэкранов, и поэтому информационная бумажная пресса имеет первостепенное значение, особенно во время появления огромного количества фальшивых новостей. Самое время продавать бумагу, несущую на себе настоящую информацию!
На нашем предприятии все сотрудники выполняли правила санитарной безопасности, чтобы продолжать ездить на работу. Можно трудиться, избегая распространения вируса. Мы никогда не останавливали печать (сегодня типография загружена на 30 % от обычной активности). Уже за месяц до карантина мы ввели у себя санитарные правила. И у нас нет больных. Тем не менее, многие издания перестали выходить. Жаль, они упускают возможность выжить. Те, кто продолжают, с честью выйдут из кризиса…
Некоторые издатели боятся ситуации с Presstalis (эта компания распространяет 75% всей французской прессы). В тот момент, когда мы рассчитывали на него, как на реализатора газет и журналов, Presstalis подал на банкротство! Это был худший момент. Также ужасно, что все государственные ведомства отменили свои выпуски. Все! Хотя мэрии и другие государственные учреждения должны общаться с населением больше прямо сейчас, чтобы объяснить, что они делают, чтобы помочь гражданам!
Книжные магазины во Франции также вполне можно было оставить открытыми, к тому же Бруно Ле Мэр, министр экономики и финансов, это разрешил. Жаль! Бумажная пресса в целом упускает свой исторический момент…»
И это сказано в государстве, которое пустило 300 млрд. евро на поддержку бизнеса. А у нас… «полковник Кудасов нищий, господа!»
Вроде бы забрезжил рейс Москва-Париж на 30 апреля, а вдруг он полетит обратно через Санкт-Петербург?
Алла Казакова, Лион