Широкая общественность знает про мусорный бизнес три вещи: тема это очень выгодная, крайне запутанная и слегка опасная. «Город» выяснил, кто и куда вывозит мусор в Петербурге и как на этом зарабатывают.
Точное количество производимого в Петербурге мусора никто не знает. По официальным данным, это – 8,5 миллиона м3 год (1 м3 – примерно 200 – 250 кг), из которых около 2 миллионов перерабатываются на заводах, остальное идет на свалку прямиком.
В Петербурге 2 мусороперерабатывающих завода – один на Волхонском шоссе, другой – в Янине. Первый был построен еще при советской власти и с середины 90-х находился в аренде у ЗАО “Опытный завод по механической переработке бытовых отходов” (МПБО). В 2006 году, однако, договор аренды был расторгнут по инициативе города. КУГИ ссылался на то, что арендатор не выполнял свои обязательства по модернизации предприятия. Война за завод шла бурно – с визитами омоновцев, а в числе участников процесса называли Владимира Кумарина. В итоге завод все-таки отошел к городу, а у ЗАО осталось право аренды на землю под полигоном (проще говоря, свалкой) на Волхонском шоссе в Горелове, которым оно пользуется до сих пор.
Второй завод, в Янине, был построен в 1994 году и управляется ГУПом “МПБО-2”. Ему же передан отбитый у арендаторов завод на Волхонке, а также полигон в Новоселках. Вокруг Петербурга находится еще несколько меньших по размеру официальных свалок и огромное количество неофициальных. Но весь городской мусор вывозится на эти два завода и два полигона. Вместе с тем ряд специалистов считает, что оба полигона требуют срочной рекультивации. “И Новоселки, и Горелово исчерпали свои ресурсы и не удовлетворяют санитарным нормам. Вопрос о закрытии полигона в Новоселках поднимался Валентиной Матвиенко”, – рассказала “Городу” Надежда Михайлова, главный технолог НПК “Механобр-техника”, который разрабатывает оборудование для мусороперерабатывающих заводов.
Процесс переработки мусора на заводе выглядит следующим образом: сначала его вручную перебирают и выбирают все самое ценное: пластмассу, стекло, тряпки, бумагу и металл. Все, что осталось, помещают в специальные биобарабаны, где под воздействием бактерий отходы превращаются в компост. Компост, теоретически, тоже можно продавать.
Вывоз мусора от мусорных баков до мест утилизации осуществляют частные компании – главным образом это приватизированные подразделения советского Ленспецтранса. Однако прежде, чем везти мусор на завод или полигон, они сортируют его на станциях перегрузки, где изымают из него (опять же вручную) все самое ценное. Ряд экспертов считает, что это разрушает всю экономику мусорного бизнеса. Поскольку после такой сортировки мусор здорово теряет в цене и инвестиции в строительство мусороперерабатывающих заводов оказываются менее выгодными.
В мусоре главное то, что его очень сложно посчитать и проконтролировать. Перевозчики могут прессовать коммунальный мусор, добавляя в него отходы коммерческих предприятий, а потом отвозить на полигоны под видом городского и не платить за это. Мусороперерабатывающие заводы могут вывозить мусор на свалки, но оформлять как переработанный и требовать за это деньги из бюджета. Либо сокращать производственный цикл (запускать биобарабаны на меньшее время, чем требует технология). По этой причине никто точно не может сказать, ни сколько у нас коммунального мусора вообще, ни в каких долях он распределяется между заводами и полигонами. Еще хуже дело обстоит со строительным мусором. По словам экспертов, утилизация таких отходов составляет до 10% строительной сметы, но попадает этот мусор очень часто на несанкционированные свалки.
Городские власти неоднократно брались за решение мусорной проблемы, но принципиальных изменений не добились. Существует городская Концепция по обращению с твердыми бытовыми отходами на 2006 – 2014 года, в результате реализации которой все 100% этих отходов должны перерабатываться. Пока что эта доля – 20 – 30%. Изначально горожане оплачивали только вывоз мусора, который учитывался в квартплате. Утилизация осуществлялась за счет бюджета – в текущем году на это было выделено 400 миллионов рублей. С 1 августа эти расходы также включены в квартплату.
Сейчас вся активность Смольного сосредоточена вокруг строительства второй очереди мусороперерабатывающего завода в Янине. Оно будет финансироваться по принципу государственно-частного партнерства. Первая очередь завода была реконструирована в 2006 году за счет бюджета. Вторую предполагалось также строить на городские деньги – ее планировали открыть в 2008 году. Был даже готов проект – его разработала по заказу города компания “Механобр”. Однако его не реализовали.