Этот текст написан по итогам нескольких бесед с мои личным знакомым, уехавшим в Канаду из Петербурга около десяти лет назад. К сожалению, собеседник категорически не согласился быть названным. Тем не менее, полагаю, даже в таком виде его рассказ – небезынтересен и «небезпоучителен».
Как известно, разные страны на коронавирусную пандемию отреагировали по-разному.
Вот как борьба с эпидемией и её последствиями идёт в городе Ватерло (Уотерлу), что в одноименном регионе Ватерло, входящем в состав самой населённой канадской провинции Онтарио – более 14 млн. чел., или почти 40% населения страны. Стоит добавить, что столица этой провинции – Торонто – является крупнейшим городом Канады и что в Онтарио располагается столица государства – Оттава. Население Ватерло – около 100 тыс. человек.
- Кампус Университета в Ватерло
Возможно, ситуация в других городах, регионах и провинциях Канады – иная, поскольку Ватерло – город во многом особенный. Это своего рода канадская «силиконовая долина»: вместе с близлежащими Китченером и Кеймбриджем Ватерло образует так называемый Канадский треугольник технологий (Canada’s Technology Triangle).
Провинция Онтарио
- Панорама Торонто
Сразу стоит подчеркнуть, что в ситуации борьбы с эпидемией активность именно провинциальной власти (в России её назвали бы региональной) – наиболее значима.
На сайте Онтарио несколько страниц посвящены ситуации с эпидемией. Помимо цифр, отражающих динамику протестированных и заболевших, а также выздоровевших (с распределением их по возрастам), перечислены основные направления работы провинциальных властей. Этот раздел называется «Как Онтарио отвечает».
Первым делом подчёркивается, что провинция Онтарио работает в режиме партнёрства (а не «вертикальной субординации», как это происходит в РФ) со всеми структурами – как с другими провинциями, так и с федеральной властью. Как отмечает сайт, минздрав провинции «осуществляет текущее планирование с федеральными и провинциальными / территориальными партнерами и готовность к координации с другими провинциями / территориями».
При этом правительство Онтарио обладает высокой степенью автономности. В частности, оно:
– ввело чрезвычайное положение, «чтобы помочь остановить распространение инфекции и обеспечить безопасность людей»;
– осуществляет регулярный мониторинг больниц на предмет выявления потенциальных случаев заражения вирусом среди лиц, побывавших в потенциально особо опасных, с точки возможности заражения COVID-19, районах;
– добавило новый коронавирус 2019 года в список болезней, подлежащих регистрации в соответствии с законодательством штата Онтарио, что, в свою очередь, позволяет местным органам здравоохранения быстро и эффективно принимать все необходимые меры для расследования, проведения лабораторных тестов, а также контроля за распространением инфекции.
- Джастин Трюдо
К слову, когда началась эпидемия, премьер-министр Канады Джастин Трюдо задал провинциям (которые сами автономно решают, когда им объявлять ЧП, а когда начинать «открывать» экономику), вопрос, не хотят ли они, чтобы федеральное правительство ввело общее ЧП и дальше заведовало бы всем ходом дел. На что провинции ответили вежливым отказом, сказав, что они сами на местах лучше знают, что и как им следует делать.
Что касается одного из важнейших элементов контроля над распространением инфекции – тестирования, – то оно, как сообщает сайт провинции Онтарио, «проводится во многих лабораториях по всей провинции в координации с Лабораторией общественного здравоохранения Онтарио и федеральной структурой – Национальной лабораторией микробиологии в Виннипеге»* (столица соседнего штата Манитоба).
* How Ontario is responding to COVID-19 / Ontario- тут.
Однако на практике тестируют недостаточно. Только в госпиталях. Лишь когда начались эпидемия в домах престарелых, стали тестировать и там.
При этом, если кто-то простужается, то, если нет тяжелой симптоматики, по телефону дают стандартный набор советов: «Сидите дома и отдыхайте, пейте побольше жидкости, дышите глубже! Приезжайте, когда дышать станет уж совсем сложно. Или если вы – в группе риска».
Можно поговорить с врачом по телефону, можно пройти какой-то онлайн-вопросник, но рекомендации будут всё те же: «For treatment at home you should: drink plenty of fluids, get rest and sleep as much as possible, try a humidifier or a hot shower to help with a sore throat or cough self-isolate». И даже если у тебя кашель, насморк, горло болит и небольшая температура, на прием к врачу тебя не запишут, дабы ты не ходил лишний раз и не заражал людей, если сам справляешься!
При этом антибиотик без рецепта не продают. А рецепт может выписать только врач. Всё это очень отличается от российской системы. И в некоторых моментах – увы, не в лучшую сторону. Но, конечно, если ты говоришь, что тебе совсем плохо, тебе посоветуют поехать в больницу. Где тоже будут, в основном, поить жидкостями, но хотя бы рядом с аппаратом ИВЛ.
На 15 мая в Канаде – 74 613 «публично подтверждённых и вероятных случаев» коронавируса, из них с летальным исходом – 5 562 случая (см. тут).
В Онтарио общий счёт – 21 922 случая (смертей – 1 825). Примечательно, что в два раза менее населённом, но культурно-политически несколько отличающемся от остальных провинций Канады франкофонном Квебеке – 41 420 случаев COVID-19 (смертей – 3 401). Это наихудшие показатели по стране.
Вообще, в отличие от интернет-страницы петербургской администрации, на сайтах как провинции Онтарио, так и региона Ватерло есть ежедневно обновляемая информация о заболевших и протестированных, умерших, выздоровевших.
Чрезвычайное положение, которое было введено как в провинции Онтарио в целом, так и регионе Ватерло, в частности, позволяет органам власти принимать решения быстро и без лишний волокиты. То есть быстрее, чем обычно.
- Даг Форд
Глава Онтарийского правительства Даг Форд постепенно открывает экономику. Пока начали с того, что открыли хозяйственные магазины, которые были закрыты последними, – закрыты в смысле для «приходящих» покупателей, в интернете всё работало. Стройки открылись опять. Дорожные работы продолжились, благоустройство – стрижка травы и т.п.
С Фордом связан небольшой скандал – он встретился со своими детьми и сказал, что, может, уже и можно. Врачи, со своей стороны, заявили, что всё еще нельзя. И что Форд нарушил карантин. Такой вот курьёз.
Регион Ватерло
Регион Ватерло (по российским меркам – район или крупный город) практикует самые разные способы поддержки населения – как материальной, так и моральной.
Есть список мест, где можно получить еду и где открыты туалеты – это для бездомных. Вообще, для бездомных очень много информации.
Есть региональная кризисная линия на разные случаи: если нужна срочная опека, если срочно нужно уйти из дома (допустим, от абьюзера) – могут подсказать, куда пойти, чтобы остаться жить на время и т.п.
Помимо этого, в регионе работают горячие телефонные линии – их номера есть на официальном сайте, и по ним можно круглосуточно позвонить:
– если кто-то что-то нарушает, и очень хочется об этом рассказать (непривычная для жителей России традиция);
– если хочется вообще пожаловаться на жизнь, получить психологическую помощь (телефоны доверия);
– если есть нечего – не все ведь могут закупиться продуктами заранее;
– если детей не с кем оставить, потому что ты работаешь или потому что сам заболел.
Вся информация есть на сайте региона Ватерлоо.
Также регион Ватерло сам решает, какие услуги ограничены, какие отменены. Например, лицензии на свадьбы не выдаются. Улицы подметаются реже, чем обычно. И т.п.
Город Ватерло
Местные – т.е. собственно городские – власти регулирует деятельность учреждений местного уровня: что должно быть закрыто, что открыто. Какие-то мелкие законы на местном уровне тоже можно корректировать. Например, сейчас в нашем городе не штрафуют за парковку на улице ночью.
Местные власти настоятельно просят по возможности сидеть дома, ездить только в магазин и аптеку, держаться на расстоянии двух метров друг от друга. У нас в городе и регионе это всё, в принципе, соблюдается. Недавно, правда, выписали несколько штрафов – больших, по 750 долларов – за сборища больше 5 человек и за игру компанией на волейбольном корте. Но машины не останавливают. И вообще полиции в городе практически не видно.
Парки закрыты, можно гулять только по тропинкам. Весь город пронизан такими тропинками, по обеим сторонам которых немного деревьев, но это не парки. Многие люди недовольны, что в парках нельзя гулять – если по тропинкам ходить можно, почему нельзя по паркам?
Правда, в частных парках гулять разрешено. И жители Ватерло этим пользуются: в городе есть такие частные владения, которые включают в себя очень большие территории с лесом, и владельцы разрешают людям в них гулять.
Детские площадки закрыты, рестораны и т.п. – тоже.
В целом, горожане согласны с карантинными мерами и довольно послушно самоизолировались. На домах по собственной инициативе размещают таблички с лозунгами солидарности из серии: «Врачи – наши герои!»
Поначалу было много информации о том, что в больницах недостаточно масок, халатов и т.п. Но, вроде, с этим всё уже давно нормализовалось. Во-первых, горожане стали сами шить и передавать в госпитали. Во-вторых, несколько предприятий перепрофилировались.
Также поначалу было очень много переживаний по поводу того, что больницы будут перегружены. Ситуация с этим тоже стабилизировалась. Во всяком случае, в городе Ватерло. Пока всего хватает. Видимо, изоляция все-таки работает, и количество заболевших удалось растянуть во времени. Очевидцы говорят, что в приёмных покоях больниц сейчас довольно пусто. С одной стороны, сами госпитали отменили всё, что было можно – несрочные операции и т.п. С другой стороны, люди боятся лишний раз обращаться в больницы. В СМИ писали о том, что были случаи смертей из-за того, что люди испугались ехать в госпиталь. Ну и ожидается, что отмененные «несрочные» операции ещё «аукнутся».
В то же время бурно развивается телемедицина, организованная несколькими частными клиниками и финансируемая государством. Работает она так: записываешься на прием и где-то через час тебе перезванивают, расспрашивают, выписывают лекарство. Но, конечно, это работает, только если не нужно никакой серьезной диагностики.
Государство Канада
Хотя на уровне Онтарио экономика частично открылась, очень многие люди пока что сидят без работы. Тяжело им, а также тем, кто были признаны «essential workers», т.е. обязанными продолжать ходить на работу даже в пик эпидемии.
Особенно тяжело семьям, в которых папа и мама работают в больнице. В этой связи город проводит набор воспитателей в садики для детей из таких семей. И вообще так делают по всей провинции.
Федеральное правительство учредило ежемесячную помощь. Собственно, это главное, что сделала центральная власть – основные мероприятия проводятся, как уже было сказано, на уровне провинций, регионов и мест.
Трудно пока сказать, до какой степени помощь – федеральная и местная – эффективна. Малый бизнес жалуется, что этой помощи слишком мало и что она слишком запаздывает. И в любом случае ожидается, что закроется много предприятий, особенно малых.
Пишут, что федеральные власти будут выдавать 2 000 долларов в месяц тем, кто потерял работу из-за пандемии. Эту помощь выдадут только тем, кто: живёт в Канаде; старше 15 лет; потерял работу именно из-за вируса, а не ушел сам; если доход за прошлый год был не меньше 5 000 долларов. В принципе, критерии ограничения вполне приемлемые для основной массы населения.
Помимо этого, тем, кто потерял работу, также выдают пособие на детей – по 300 долларов на ребенка в месяц.
Кроме того, обещают временно снизить или отсрочить аренду/ипотеку сейчас. Хотя с этой отсрочкой сразу возникли проблемы, т.к. она влияет на кредитную историю. И потому людям советуют пользоваться этим вариантом только в крайнем случае.
В жизни людей
- Улица Ватерло
В городе тихо. В магазине все люди – в масках и перчатках. Но в магазин ходить не обязательно. Можно просто заказать еду, а потом просто подъехать к магазину – её вынесут и положат в багажник.
Впрочем, всё это – впечатления жителя «привилегированного» города программистов и университетов. Житель Торонто, живущий в многоэтажке, возможно, расскажет что-то совсем другое. В Торонто, например, людей часто останавливают и штрафы выписывают, даже если кто-то просто не соблюдает расстояние в два метра.
В общем, каждый город и каждая территория живут и справляются с ситуацией во многом по-своему. И, в целом, такой подход, наверное, оптимален.
Даниил Коцюбинский
На заставке к тексту – городской парк Ватерло