Долгая память – хуже, чем сифилис. Особенно в глобальном кругу.
Никогда не наступит «вечного мира» в бывших странах-рабовладелицах.
Ни толерантное покаяние здесь не сработает, ни, тем паче, неорасизм.
Старая обида устраняется только уничтожением обидчика. Речь не о «белых людях», разумеется. Речь об империях, которые были исторически ответственны за рабство и правопреемниками которых являются ныне существующие «крутые державы».
Когда уйдут в прошлое, наконец, Великобритания и США – все старые обиды чернокожих жителей этих пространств довольно быстро «обнулятся». И в новых странах нового масштаба граждане получат шанс прийти к консенсусу, оставив позади ядовитую память о рабстве и рабовладении. А равным образом получат шанс жить своими культурными общинами, не завидуя друг другу и не спекулируя до бесконечности на чувстве вины «потомков бывших» перед «потомками бывших» и не разливая в воздухе отраву бесконечных цензурно-запретительных предписаний.
Пусть каждая локальная территория ищет свой путь к гармонии своих жителей. А все эти глобальные волнения – которые уже перекинулись из Америки в Лондон – лишь симптом того, что проблема межкультурных конфликтов в эпоху царства самовлюблённо-жлобских глобальных сверхдержав – только обостряется. И даже самого малого шанса на «глобальное замирение» не даёт.
Даниил Коцюбинский