Каждый футболист «Зенита-84» сейчас легенда. Но один игрок все равно выделяется на фоне остальных. Юрий Желудков и его коронные голы «Спартаку» со штрафных до сих пор стоят перед глазами.
А будут ли чемпионы-2007 встречаться через пять лет?
– Говорят, нельзя так натренировать удар. Мол, вам он был дан природой.
– Да ну, бросьте вы! Любой футбольный элемент надо шлифовать. После каждого занятия оставался на 15-20 минут дольше и бил, бил, бил. Правда, не скрою, некоторые ребята составляли мне компанию, но в игре у них ничего не получалось. Так что, наверное, природа-матушка тоже постаралась (смеется).
– А еще поговаривают, что вратарь московского “Спартака” Ринат Дасаев сильно обиделся на вас после чудо-голов в “Лужниках”.
– Хотите верьте, хотите нет, но после этого он несколько лет со мной не разговаривал. Поссорили нас, как ни странно, журналисты и всяческие специалисты. Его достали вопросами о тех пропущенных мячах, меня о забитых, а в результате мы перестали общаться. Но потом сели за стол, все обсудили и заключили мировую.
– С вашей победы прошло 25 лет. Наверное, какие-то детали того чемпионства уже стерлись из памяти?
– Последние матчи чемпионата помню подробно. Как Миша Бирюков “тащил” все подряд, как мы грызли землю зубами в Днепропетровске, а затем в СКК добыли главные победы. Перед этим уехали от всех глаз в Сочи и спокойно готовились. А еще никогда не забуду толпы людей, которые искренне жали нам руки, поздравляли. Таких приподнятых чувств не испытывал никогда в жизни.
– Можно ли то празднование сравнить с празднованием чемпионства “Зенита” в 2007 году?
– В то время люди по-настоящему любили футбол, разбирались в нем. Сейчас, пусть меня простят те, кто посещает “Петровский”, но на футбол ходить модно. Да и команда тогда была намного дружнее. Сомневаюсь, что игравшие в 2007-м зенитовцы, скажем, через пять лет будут встречаться вместе, вспоминать победы. А мы до сих пор собираемся. По субботам играем в футбол, ходим в баню, говорим “за жизнь”.
“На стадион не хожу”
– Сравнивать тот футбол и нынешний некорректно. И все-таки: чем он отличается?
– Зарплатами (смеется). А также огромным количеством иностранцев, причем далеко не всегда высокого качества.
– На “Зенит”-то на стадион ходите?
– Нет. Не люблю я толпу. К тому же не понимаю, как проходить на трибуны через все эти кордоны. То здесь тебя обшманают, то там. Мне это неприятно, а уж как будет неприятно, скажем, жене, можно только представить. Хотя пропуск у меня есть и, уж если совсем приспичит, могу заглянуть.
– Какая команда в нынешнем первенстве вам больше всего нравится по игре?
– “Зенит”. Рад за Толю Давыдова, он выдал отличную серию. Хотя, говорят, подписан уже новый главный тренер Лучано Спаллетти. Ох, не знаю, не знаю. Не хочу все это обсуждать. Веление времени – не более того.
– Считаете ли вы правильным, что нет преемственности в команде хотя бы по стилю игры?
– Преемственность должна быть прежде всего вне футбольного поля. Чтобы заботились о ветеранах, например. А получается, что выдали им пособие в пять тысяч рублей и этим гордятся. Да дайте им хотя бы 30! Что, обеднеет клуб, что ли, от этого? Зачем экономить непонятные деньги на людях, приносивших славу? Говорю это не про наше поколение, а про более пожилых. Нас-то в последнее время более-менее поддерживают. “Зенит-84” проводит матчи в России. Были вот в Астрахани, сейчас поедем в Казань.
Без протекции устроиться невозможно
– Не секрет, что вы долгое время находились вне футбола.
– Не было работы, хоть ты тресни. До 1995 года играл в Финляндии, приехал домой, и пришлось садиться за баранку – занимался частным извозом. Люди узнавали, но мне это было не очень приятно. Потому что начинали сочувствовать, а этого я не люблю. Очень тяжело было после благополучной Финляндии возвращаться в нашу грязь и неопределенность. Но что было делать?
– Предложение “Петротреста” свалилось как снег на голову?
– Тогда там работал Сергей Дмитриев, с которым постоянно общались. Но затем его “попросили”, и он сейчас в дубле подмосковного “Сатурна”. Правда, скорее всего, там не останется. Устроиться тренером в команду мастеров без протекции невозможно. Есть так называемая высшая каста: ходят такие люди по кругу из одной команды в другую и никого близко не подпускают. А тут еще иностранцы хотят подзаработать.
– А как же Анатолий Давыдов в “Зените”? Он-то пока держится.
– Вот именно: пока. Про Спаллетти я уже сказал. Просто у руководства клуба не было выбора, никто из топ-тренеров в середине сезона приезжать в Петербург не рискнул.
– Ваши планы надолго связаны со школой “Зенит-84”?
– Без футбола я никуда, а в профессиональные команды, сами понимаете, не зовут. Но, если честно, чувствую, что работать с детьми не мое. Им ведь очень сложно что-то объяснить. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Да и к игре они относятся поверхностно, еще не знают, чего хотят. Но пока есть хоть какая-то работа, надо за нее держаться.