В минувший четверг, 19 ноября, все 11 туристов, клиентов петербургского туроператора «Трансбизнеслайн», благополучно вернулись из Шарм-эль-Шейха, хотя их тут уже и не ждали. Как уверяет туроператор, спасать туристов было совершенно не от чего. Тем не менее, сумма претензий с их стороны составляет 1,9 млн руб. и, скорее всего, будет удовлетворена.
Началось все 13 ноября, когда ведущие информагентства сообщили, что некое количество туристов из Петербурга – поголовью несчастных давались самые разные оценки – от “более 50” до “около сотни” – застряли в Египте и не могут найти себе пристанище, потому что: а) отели их не хотят селить, б): у туристов нет обратных билетов на самолет, несмотря на то что все купили путевку у “Трансбизнеслайна”, которая все это включала. В прошлые выходные в офисе турфирмы работали правоохранительные органы – однако обыска провести не удалось, так как не было на то никаких юридических оснований.
– Уголовное дело не возбуждено, и никаких других оснований для обыска или приостановки деятельности нет, просто туристы позвонили по 02, представитель ОБЭП приехал, увидел, что офис работает, поразводил руками и уехал, – рассказала директор “Трансбизнеслайна” Наталья Румянцева вечером 20 ноября.
Тем временем весь город продолжал волноваться за пострадавших туристов.
– Случай в очередной раз показывает, что система страхования ответственности туроператоров не работает должным образом, она превратилась всего лишь в своеобразное туристическое ОСАГО, – рассказал Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии. – Если в ходе поездки возникают какие-то проблемы – отель не хочет вас размешать или авиационная компания отказывается везти назад, эти проблемы туристу приходится решать за свой счет или за счет государства, если то считает нужным вмешаться. Решить что-нибудь оперативно, прямо на месте за счет страхования невозможно. Максимум, на что можно рассчитывать, – возврат дополнительно потраченных денег через некоторое время и уже в Петербурге, в пределах лимита страховой ответственности – 100 млн рублей (с одного крупного туроператора в год на всех туристов, точнее, с застраховавшей его компании. – А. О.).
– Чем можно помочь на месте? – продолжает Сергей Корнеев. – В данном случае вывезти туристов из Петербурга взялись Управление по туризму и авиакомпания “Трансаэро”. Хотя авиакомпания вовсе на обязана это делать. Ответственность за все, что случится с туристом, несет туроператор, который продал все в пакете – проживание, перелет, трансфер.
Мотайте на ус, господа туристы. Некоторые туроператоры в аналогичных случаях утверждают, что поскольку авиабилет – это договор авиакомпании-перевозчика с путешественником, то за все отвечает авиакомпания, даже если билет продала турфирма, задолжавшая авиакомпании миллионы рублей.
– Я не знаю, от чего Управление по туризму спасало туристов, спасать их не от чего. Все 11 туристов вернулись вчера, как и планировалось, у них были путевки на неделю, с 12 по 19 ноября, и обратные билеты на руках, – рассказала Наталья Румянцева. – В день прилета действительно возникли проблемы с размещением – некоторые отели отказывались их селить, так как принимающая сторона, наш партнер – египетско-итальянская фирма Silvia Tour, не забронировала места в гостиницах. Проблемы мы решили достаточно оперативно и за свой счет, второй раз заплатили за отели, только 3 туриста из 11 вылетевших в Шарм-эль-Шейх в итоге поселились не в тех отелях, которые бронировались изначально, за что и предъявили претензии. Еще 8 туристов, также предъявивших претензии, вообще не смогли вылететь, так как незадолго до вылета принимающая турфирма заявила, что мест в отелях нет, хотя мы их давно забронировали. Мы туристов заранее предупредили об этом, но не все смирились с таким положением. В любом случае, страхового покрытия в 100 млн руб. с избытком хватит для того, чтобы покрыть претензии туристов за недополученные услуги и за моральный ущерб, на 1,9 млн руб. в общей сложности. Страховая компания “Арбат” заверила Федеральное агентство по туризму, что это сделает.
– Почему бы вам самим не заплатить?
– А зачем тогда страховаться, зачем мы платим по 3 млн руб. в год страховым компаниям? Чтобы они ничего не делали?
Таким образом, окончательно выяснилось, зачем создавалась колоссальная на все государство система страхования ответственности туроператоров перед т.н. третьими лицами, т.е. туристами – для того, чтобы, застраховаться от них самих и их врожденной строптивости. Чтобы, одолжив у них некоторое количество денег, на текущую деятельность и не выполнив ряд обязательств, застраховаться от претензий, расплатившись за счет страховых компаний. У “Трансбизнеслайна”, по подсчетам ГТК “Россия”, к январю 2009 года накопился долг перед этим авиаперевозчиком в размере 194,7 млн руб. По подсчетам туроператора, долг меньше и частично уже возвращен. Не полностью, конечно, потому что кризис сейчас, и кто ж долги вовремя возвращает. Как сказал мне один из банковских деятелей недавно в Москве, “по долгам платят только трусы”. Один из трех крупнейших туроператоров Петербурга (“Трансбизнеслайн” входит в первую тройку по объему перевозок туристов) и его директор к таким, несомненно, не относится.
– Наш оборот за 2008 год был 2 млрд руб., 120 – 150 млн рублей не такая уж большая сумма, по сравнению с той, которую получила от нас авиакомпания “Россия” за год, – рассказывает Наталья Румянцева. – Кстати, они сами должны около 7 млрд руб. топливной компании “Совэкс”, почему-то никто об этом не говорит, а все на нас набросились, я думаю, это происки конкурентов. Как ни странно, ажиотаж вокруг нас поддерживает Управление по туризму.
Получив отказ от авиакомпании “Россия”, “Трансбизнеслайн” работает теперь с “Трансаэро”, перед которой тоже накопил долгов, но “Трансаэро” на таких условиях работать пока соглашается. Долги перед авиакомпаниями не мешают туроператору работать, хотя, конечно, требуется решимость и мужество. К сожалению, отдельные туристы этого не понимают и, получив основные услуги – проживание, перелет, – начинают предъявлять претензии. Ну да, не в тех отелях поселились, ну да, кто-то даже из Петербурга не вылетел, но деньги же всем вернут и даже немного доплатят за треволнения. Доплату можно считать процентом по кредиту. Таким образом, туроператоры возрождают подзагнившую систему кредитования.