Заводы по производству иномарок в Петербурге подвели итоги года

Руководители Ford впервые признались, что в этом году он соберет на своем заводе во Всеволожске примерно в два раза меньше автомобилей, чем планировалось. Прочие автозаводы Петербурга работают на одной десятой от своей мощности. Петербургскому автомобильному кластеру сейчас просто не для кого работать. И когда он заработает – не слишком ясно.

   Год назад Ford объявил о том, что, начиная с 2009 года,  он будет собирать 125 тысяч машин на своем заводе в Ленинградской области – 100 тысяч Focus и 25 тысяч Mondeo. В среднем это получается 8,3 тысячи Focus и чуть больше 2 тысяч Mondeo ежемесячно. На прошлой неделе глава Ford в РФ Найджел Брэкенбери рассказал, как обстоит дело на самом деле. По его словам, в среднем в этом году завод собирает от 3 до 4 тысяч Focus и 300 – 600 Mondeo. “Типичный месяц выглядит именно так”, – сказал он. Если приведенные им максимальные цифры перемножить на 12 месяцев, то получится 48 тысяч и 7200 автомобилей соответственно. Или 44% от того, что было запланировано.

Ford трижды останавливал конвейер в этом году  – в первой половине июля, потом с 20 июля по 9 августа, а затем – в первой половине сентября. Впрочем, по сравнении с расположенными в Петербурге автозаводами, у Ford дела обстоят еще неплохо. Сборочным производствам Nissan, GM и Toyota кризис не просто помешал выйти на заявленную при подписании инвестиционных соглашений мощность, он просто сорвал их работу. За 9 месяцев 2009 года три петербургских завода вместе взятые произвели примерно столько же, сколько Всеволожский Ford собирает за два месяца – 9,4 тысячи автомобилей, или в 3,5 раза меньше, чем за первые три квартала 2008 года (34 тысячи, по данным Комитета экономики Смольного).

Ford пока единственный, кто сообщает количество производимых в России автомобилей. Его конкуренты цифры не публикуют, но объемы производства оценивают аналитики “АСМ-холдинга”. По их данным, Toyota работает примерно на одной шестой от своей производственной мощности. А Nissan и вовсе ограничивается примерно полусотней автомобилей в месяц. Если работа автомобильного кластера будет и дальше идти такими темпами, то в этом году три действующих производства Петербурга соберут порядка 12 тысяч машин. С суммарной заявленной мощностью (минимум 140 тысяч, считая Toyota, GM и Nissan) нельзя даже и сравнивать.

В 2010 году автозаводы тоже ничего хорошего не ждет. Найджел Брэкенбери из Ford прогнозирует, что в следующем году суммарные продажи новых автомобилей в России останутся на уровне 2009 года – 1,5 миллиона штук в год. А предприятия в Петербурге строились из расчета на то, что рынок будет расти на десятки процентов ежегодно.

Аналитики рейтингового бюро Standard & Poor’s говорят о высокой неопределенности относительно ожидаемого восстановления спроса на автомобили. “Мы полагаем, что объем продаж автомобилей вряд ли серьезно сократится по сравнению с низким в настоящее время уровнем и должен в определенной степени восстановиться в 2010 г., однако негативное влияние на спрос могут оказать низкий уровень доверия потребителей и рост безработицы в России”. А в ВТБ-капитал указывают, что “в октябре рынок не демонстрировал никаких знаков улучшения, падение продаж остается стабильным на протяжении последних нескольких месяцев”.

Абсолютно все автопроизводители и аналитики говорят о том, что автомобильный рынок достиг дна, и ближайший год  полтора будет ползти по нему. Таким образом, Смольному, которые ждал наполнения бюджета от деятельности автозаводов и связанных с ними производств, придется обождать как минимум до 2012 года.      

 Евгений НИКИТИН

 Справка

кластер – англ. сluster – пучок, гроздь, скопление, концентрация.

 Автокластер: история вопроса

 Осенью 2003 года, сразу после избрания Валентины Матвиенко на пост губернатора, назначенный ею вице-губернатор по экономике Михаил Осеевский заявил, что одна из главных задач Смольного – создать в городе автомобильный кластер. Он должен производить несколько сотен тысяч автомобилей в год, создать тысячи новых рабочих мест и принести миллиарды рублей в бюджет. В то время в России был единственный полностью иностранный автозавод – Ford, a BMW, Renault и GM производили свои автомобили на СП с российскими компаниями.

В 2004 году Минэкономразвития России и Смольный в режиме полной секретности начали переговоры с первой автомобильной компанией – Toyota. Всем “иностранцам” предлагались условия промышленной сборки, согласно которым на территории РФ следовало создать производство полного цикла мощностью не менее 25 тысяч автомобилей в год с уровнем локализации не менее 30% комплектующих. Весной 2005 года Toyota заключила соответствующее соглашение, затем в 2006 – 2008 годах меморандумы с городскими властями и МЭРТом подписали Nissan, GM, Hyundai и Suzuki. Последняя в этом году отказался от проекта, сославшись на крах рынка. Автопроизводители выбирали Петербург потому, что городские власти брали на себя значительные расходы по созданию инфраструктуры, вкладывая в нее бюджетные деньги, которые теперь не скоро вернутся из-за кризиса. Компаниям удобно завозить комплектующие через питерский порт и отсюда же экспортировать автомобили – такие планы имели некоторые производители. Ford удалось достигнуть предписанного соглашением о промсборке уровня локализации, о других же компаниях, заводы которых заработали в 2007 – 2009 годах, говорить пока рано. Впрочем, Toyota воспользовалась ноу-хау для выполнения требования о локализации – привела в Петербург собственных поставщиков.

 комментарии

 “В России нет кластеров!”

Юрий Перелыгин, председатель Совета национальной Гильдии градостроителей РФ:

 – Самый яркий пример кластера – Силиконовая долина в США. Согласно теории Майкла Портера, кластер – это собранная на определенной территории группа взаимосвязанных компаний: сборочных производств, поставщиков оборудования и комплектующих частей; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом. Но Портер не придумал, а обнаружил кластеры в США. Их невозможно создать искусственно, кластеры могут возникать естественным путем в либеральных обществах, где развита предпринимательская активность и рыночные институты. Так что сейчас в России бесполезно искать кластеры – их просто нет и в ближайшее время, видимо, не будет. И как строить их искусственно, по велению власти, тем более никто не знает.

А строительство сборочных автопроизводств в Петербурге – это просто дань, отданная старой модели индустриального планирования города, хотя, на мой взгляд, Петербург надо развивать как научный и инновационный центр, а не сборочный. Сегодняшний кризис и резкий спад производства на петербургских автозаводах подчеркивают неперспективность нынешнего подхода. Но полностью остановить производство автомашин на самом деле несложно, ведь это просто отдельно взятые сборочные производства, а не кластерно-устроенный район. Конечно, надо будет решать социальную проблему трудоустройства рабочих, но все-таки главное – разобраться в путях перспективного развития города.

 Автокомпоненты здесь делать слишком дорого

Валерий Киселевич, президент НКО “Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов”, на прошедшем в Петербурге Инновационном форуме заявил, что настоящего кластера с участием изготовителей автокомпонентов в Петербурге создать не получится.

“У нас здесь слишком дорогая земля, таким образом, готовый продукт по себестоимости будет слишком дорогостоящим. Сейчас мы ищем для них другие площадки в Псковской, Новгородской или Вологодской областях. У нас как нет, так в ближайшем будущем и не будет условий для прихода производителей комплектующих всех уровней”.

Так что единственным поставщиком автокомпонентов в Петербурге, видимо, будет завод канадской компании Magna International, который откроется в марте 2010 года. Первоначально он будет производить лишь сборку автокомпонентов из импортных составляющих. На полную мощность завод должен выйти в январе 2011 года. Magna планирует сотрудничать с петербургскими Hyundai и Nissan, а также с заводом Ford в Ленобласти.

 Прогнозы

 Кристиан Кремер, президент BMW Group Россия:

 – Когда вы ждете восстановления российского рынка?

– Наверно, сейчас немного рано говорить о восстановлении рынка. Я думаю, что пока мы достигли дна и люди видят небольшую стабилизацию. О какой я говорю стабилизации? Конечно, если мы не падаем дальше – это уже хорошо. Но люди ждут роста в 5, 10, 15%, а это зависит не только от российской экономики – это зависит от мирового контекста. Я не могу сказать вам, что восстановление случится через 2 – 3 года – но в долгосрочной перспективе, в течение пяти лет мы надеемся, что российский рынок восстановится и станет одним из самых крупных рынков в Европе. И спрос на топливоэффективные безопасные современные хорошо оснащенные машины будет возрастать. Я сильно верю в перспективы российского рынка в будущем.

– В следующем году уже не будет такого падения продаж автомобилей, как в этом, когда рынок упал более чем на 50%?

– Наш прогноз продаж (всех автомобилей в России) – 1,5 – 1,7 миллиона штук. Это примерно столько же, сколько и в текущем году: в 2009 году мы ждем 1,5 – 1,6 миллиона автомобилей.

– Вы ожидаете, что в связи с этим некоторые производители автомобилей на территории РФ в следующем году будут вынуждены время от времени останавливать производство.

 – Я не могу говорить за другие компании. Но, говоря в целом, в той ситуации, которая есть, конечно, если на вашу продукцию нет спроса, как сейчас, вам приходится останавливать какое-то производство. Вам приходится следовать за тем, что диктует рынок.

 Рабочие GM бастуют по-итальянски

 Рабочие петербургского завода General Motors провели трехдневную предупредительную итальянскую забастовку. Как сообщил, лидер заводского профсоюза Евгений Иванов, итальянская забастовка с требованием ежегодно индексировать зарплаты на величину инфляции плюс 8% началась на заводе 10 ноября. В акции принимают участие около 60 человек.

По словам Иванова, на данный момент в результате действий рабочих, которые работают “медленно и качественно”, ежедневный выпуск машин снизился на 30 – 40%.

В начале следующей недели члены профкома планируют встретиться с руководством предприятия и еще раз заявить о своих требованиях. “Если ответ будет отрицательным, скорее всего, в середине будущей недели итальянская забастовка на заводе будет продолжена”, – отметил Иванов.