У огромной выставки в Русском музее длинное название: «Художники и коллекционеры – Русскому музею». Дары 1898-2019. Избранное». Эта выставка – об искушении. О соблазне создать большой музей, непохожий на привычный. Без длинного ряда залов с показом картин по хронологии и по направлениям в искусстве, которые мало кого интересуют, кроме профессиональных искусствоведов и горстки знатоков.
Вместо всего этого, создать «стори» о человеческих страстях. Коллекционеров – к собирательству, которое заставляло одних и тех же людей рыскать в поисках икон и авангарда, академической живописи и народного искусства. Художников – страстно желающих и непременно кратчайшим путем – через государственный музей – попасть в историю искусства.
Искушение было велико, но не получилось. Русский музей готовил главный выставочный проект 2020 года давно, чтобы отметить им 125-летие со дня своего основания. Идея состояла в том, чтобы сфокусировать внимание публики на дарителях. Но выяснилось, что их около трех тысяч, дары очень разные и по количеству, и по качеству. Кстати, отдельный вопрос, должен ли музей отбирать лучшее или собирать все-все, выстраивая социологию искусства. Кроме того, выставки крупных даров проводятся регулярно, а коллекция братьев Ржевских и вовсе показывается в Мраморном дворце постоянно.
Сконструировать смотрибельную выставку по блокам – от дарителя А до дарителя Z, невозможно. Даже если сильно сократить число участвующих «данайцев». В итоге, их оказалось в пять раз меньше, около 600. Но, все равно, пришлось выстраивать искусство в традиционном хронологическом порядке: от икон до видео и занять полуторами тысяч произведений все выставочные пространства во всех четырех дворцах ГРМ.
Конечно, любопытно увидеть икону «Борис и Глеб» XVI века, подаренную в 1994 году советской художницей Татьяной Мавриной, рядом с целым собранием икон, которые принадлежали Николаю II и приобретались у профессиональных дилеров на рубеже веков. А потом найти нежную работу самой Мавриной – «Обнаженная у зеркала», где изображена Ольга Гильдебрант-Арбенина, близко дружившая со всем «Серебряным веком» и сама бывшая его частью.
Или среди портретов (парадных и домашних) начала XIX века, подаренных великими князьями, обнаружить дар парфюмерного короля Роберта Лаудера – «Портрет художника Петра Басина» кисти Ореста Кипренского. Эта картина была в начале 1941 года отправлена музеем на выставку в Крым и там пропала во время оккупации. Лаудер купил ее в середине 1990-х на аукционе Christie`s и в 1998-м подарил ГРМ.
Трем дарительницам отведено в корпусе Бенуа почетное место, как воспоминание об искушении. Александра Томилина-Ларионова, вдова Михаила Ларионова, подарила «Евангелистов» Натальи Гончаровой.
Евдокия Глебова, сестра Павла Филонова, сохранила наследие художника, в том числе «Крестьянскую семью».
Женский портрет Казимира Малевича подарила в 1977 году Наталия Малевич, вдова художника.
Вадим Шувалов