Ювелирная мода: камни эконом-класса превращают в VIP-изделие

Несмотря на кризис, спрос на ювелирные изделия, не падает. Однако специалисты уверяют, что покупатель самостоятельно не может определить качество того, что он покупает, и вынужден во всем доверять продавцам. «Город 812» решил разобраться, где лучше покупать золото и бриллианты, а где лучше этого не делать.

        Пробу негде ставить

  Комментарий:   

Андрей Николаев, генеральный директор сети ювелирных магазинов “Елана”:

– Мы отвечаем за качество реализуемого материала, потому что 60 процентов продаваемых нами драгоценностей, произведено на собственной фабрике. Сейчас у нас 11 магазинов и все специализируются на отечественных ювелирных изделиях. Только часть изделий эконом-класса, например, серебряные цепочки, привозим из Китая и Италии, где их делают очень качественно. Импортного золота не используем никогда, бриллиантов – тоже. Берем только якутские алмазы, которые прошли огранку на лучшем отечественном заводе – смоленском “Кристалле”. Другие драгоценные камни, конечно, приходится покупать в Таиланде и Индии. Туда едет наш высококлассный геммолог, который четко сумеет отличить настоящий изумруд от искусственно выращенного или естественный камень от облагороженного. И конечно, мы стараемся покупать камни у известных компаний.

– Как еще удается избежать покупки некачественных камней?

– Главное для нас – не самим проколоться при покупке, а избежать продажи плохого изделия клиенту. Контроль у нас двойной: на входе и выходе. Это означает, что сначала специалист осматривает камень при покупке, еще до начала работы с ним, а потом – когда работа уже закончена и изделие поступает в продажу. Результат – ни  одной жалобы по качеству за все годы работы нашей сети.

Считается, что российские ювелирные изделия по качеству не уступают продукции из Турции, Китая, Таиланда и других восточных стран. Однако изделия иностранных производителей сегодня обходятся покупателям намного дешевле.

– Когда где-нибудь за рубежом автобус с туристами заезжает после достопримечательностей в ювелирную лавку, русские скопом бросаются к прилавку, а европейцы стоят в стороне, – рассказывает известный геммолог, старейший эксперт “Русских самоцветов” Михаил Чижов. – В Европе люди если и покупают дорогие украшения, то в тех магазинах, где делали покупки еще их родители, где магазин хорошо известен, но главное – куда можно вернуться. А у нас – запросто заходят в первый попавшийся магазин и выкладывают огромные деньги за сокровище, которое таковым на самом деле не является. Нет, конечно, в Таиланде и Индии добывают драгоценные камни, но ездить их покупать нужно только с профессионалом-геммологом, а их, настоящих профессионалов, не так много.

Технический прогресс заметно осложнил работу специалистов по драгоценным камням. Сами камни веками не меняют свойств, зато возможности для их подделки год от года совершенствуются. Хотя сейчас принято не подделывать драгоценности, не выдавать стекло за бриллиант, а совершенствовать имеющиеся самоцветы, превращая камень эконом-класса в VIP-изделие. Наука предоставляет широкие возможности: термическая, химическая и лучевая обработка, пропитки, подкрашивание. Для всего этого имеются названия: так, бирюза может быть облагороженной, реконструируемой и восстановленной. Наконец, существуют еще синтетические камни, которые стоят, конечно, дороже, чем стекло, но в сотни раз дешевле, чем натуральный камень, например, изумруд. Изумруды выращивают чаще всего. Правда, бывают искусственно выращенные изумруды очень высокого качества – и они стоят, например, в 20 раз дешевле настоящих. Но ведь продавцы могут и не сказать клиентам, что камень ненатуральный.

По мнению Михаила Чижова, ситуацию могло бы оздоровить изменение системы работы Государственной пробирной палаты, которая сейчас изучает и клеймит золотые изделия, а камнями не занимается.

Кстати, в России невозможно продать официальным путем (как и заложить в ломбарде) ювелирное украшение, если на нем отсутствует пробирное клеймо. Так что туристу, купившему драгоценности в Азии, а потом желающему их реализовать, без визита в пробирную инспекцию не обойтись.

В некоторых странах, отмечает Чижов, например, Камбодже, ювелирный обман возведен уже на государственный уровень. Там в государственных магазинах торгуют заведомо синтетическим материалом, за десятки тысяч долларов, причем обслуживают только иностранцев. И внешне все выглядит очень благопристойно.

Геммологическую экспертизу, не требующую больших трудозатрат, т.е. в случаях достаточно очевидных, “Русские самоцветы” проводят бесплатно. Ежедневно к эксперту обращаются десятки людей. Это удивительно, рассказывает Чижов, но многие начинают свой визит с фразы: “Я знаю, что меня (вариант: жену) в магазине “кинули”, но мне интересно – на сколько”. При этом почти никто не пытается вернуть себе эти деньги через суд. Сам эксперт пообещал, выйдя на пенсию, всерьез заняться теми продавцами, которые допускают откровенное псевдоинформирование  покупателя. “Недавно мой студент, будущий геммолог, изучал представленные в нескольких петербургских магазинах изделия из бирюзы и не нашел ни одного натурального. Хотя на некоторых ценниках не было сказано ни слова про то, что камень подвергался обработке. Если купить такое изделие, сделать экспертизу и написать жалобу в Комитет по защите прав потребителей, можно отсудить хорошие деньги”.

  ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА :   

 

Сеть ювелирных магазинов “Елена”
ТЕЛ. (812) 347-77-85

Выборг, ул. Госпитальная, д. 1

С-Петербург, ул. Карбышева,
д. 9 (м. “Пл. Мужества”)

С-Петербург, Пулковское ш.,
д. 19 (м. “Московская”)

С-Петербург, ул. Руставелли, д. 43 (м. “Академическая”)

С-Петербург, ул. Кузнецовская,
д. 31 (м. “Парк Победы”)

С.-Петербург, ул. Бухарестская,
д. 89
(м. “Парк Победы”, “Московская”)

С.-Петербург, пр. Просвещения,
д. 74, к. 2
(м. “Проспект Просвещения”)

С.-Петербург, пр. Коломяжский,
д. 17, к. 1, лит. А
(м. “Пионерская”)

С.-Петербург, пр. Маршала Блюхера, д. 41, лит. А
(м. “Лесная”)

С.-Петербург, пр. Большевиков,
д. 32, кор. 1, лит. А (м. “Ул. Дыбенко”)

         Властелины золотых колец

Отечественный производитель, как правило, выпускает ювелирные изделия из сплавов, регламентируемых государственными стандартами РФ. Для изделий из Азии и Ближнего Востока такие стандарты обычно не предусмотрены. Это, впрочем, не значит, что все золото, например, из Турции – низкопробный ширпотреб. Оно может быть разным – в том числе и вполне качественным.

В Турции на волне роста потребительского спроса поднялась своя ювелирная промышленность.

“В результате турецкие ювелиры очень успешно торговали ширпотребом, обслуживая в основном российских покупателей, – пояснил президент “Ассамблеи ювелиров Петербурга” Александр Николаев. – Очень скоро сформировалось мнение, что турецкое – значит низкокачественное. А между тем турки на вырученные средства дали образование хорошим ювелирам, закупили прекрасное литейное и штампованное оборудование. Мало того, они перестали бессовестно сдирать модели из чужих каталогов, а привлекают к работе собственных дизайнеров. У них даже коллекции появились свои, представляете? Но увы – массовый потребитель по-прежнему везет из Турции дешевую “массовку”.

Приведу пример небольшого надувательства: цепочки делают на одной фабрике плюс замочек, который делают на другой. На замочке проба есть – 585-я, а на цепочке – можно только гадать, какая. А ведь обратно такой товар не вернешь, здесь не продашь. Как вы знаете, чтобы официально продать в России ввезенное из-за рубежа ювелирное изделие, требуется поставить клеймо пробирной палаты, а перед этим – доказать, что украшение было ввезено с соблюдением таможенных правил. Причем показать декларацию будет мало, нужно еще, чтобы сохранились чеки из магазина. Немудрено, что клиенты часто приходят к нам, приносят импортные золотые изделия и просят переплавить их во что-нибудь по индивидуальному заказу.

 При этом импортная массовая золотая продукция по-прежнему дешевле российской. Зарубежные производители не обременены такими налогами и кредитными обязательствами, как российские ювелирные фирмы, поэтому себестоимость продукции у них гораздо ниже. В Китае ювелиры на массовом производстве зарабатывают $100, в Таиланде — $300, а в России $1000 – 1500″.

По словам  Александра Николаева, российские торговые ювелирные фирмы могут удивлять недобросовестной конкуренцией не хуже турок. Чего стоят многочисленные акции с 50 – 70-процентными скидками. Любой грамотный человек удержит в голове и эти “скидки”, и растущие год от года цены на золото (с 250 долларов за унцию в 2006 году до 1150 – в этом). Он поймет, что никакой магазин не станет устраивать “распродажу ювелирных изделий из прошлого сезона” с большой скидкой. Но простые люди покупаются на этот нехитрый трюк.

Если суммировать рекомендации всех экспертов: покупать ювелирные изделия лучше в России, причем у проверенных продавцов, следя за наличием клейма пробирной палаты. Качественные украшения, сделанные в Европе, лучше купить в бутике бренда (Tiffany, Сartier, Pasquale Bruni и т.п.). Магазины при хороших гостиницах тоже не разочаровывают. Если вы предпочитаете российский товар –  в магазине, работающем напрямую с фабриками. Таких заведений в Петербурге около десятка.