«Сторож истории» – так называется открывшаяся в помещении петербургского Интерьерного театра, на Невском, 104, выставка, посвященная исследователю одного из самых страшных мест памяти о Большом терроре – карельского урочища Сандармох – историку и правозащитнику Юрию Дмитриеву.
Напомню, что на сегодня приговорённый к 3,5 годам колонии Юрий Дмитриев находится в СИЗО в ожидании рассмотрения двух апелляционных жалоб – защиты, требующей полного оправдания , и прокуратуры, требующей ужесточения наказания.
Если приговор останется в силе, Дмитриев сможет выйти на свободу в ноябре этого года.
Организатор и автор выставки Светлана Кульчицкая решила открыть экспозицию в день своего рождения, и – так уж символически вышло! – в день памяти о победе народа над тоталитарной властью в августе 1991 года: 22-е августа стало в память об этом событии Днем российского флага. К слову, на стенах лестницы, ведущей к Интерьерному театру, разместились фотографии, посвященные этому памятному дню.
Один из выступавших на открытии, Валерий Заворотный, заметил, что собрались, в основном, люди из «поколения Перестройки». Что только они сегодня по-настоящему понимают и чувствуют ценность памяти о страшном тоталитарном прошлом, перекочевавшем в авторитарное настоящее.
О том, что прошлое – по сути – никуда не делось, говорил и петербургский омбудсман Александ Шишлов.
О том, что мы так и не научились прижигать отрубленные головы тоталитарной гидры и что они в итоге вырастают вновь, упомянул Борис Вишневский.
А я подумал, что вызов, который бросило многовековой российской опричной цивилизации – само до конца того не сознавая – «поколение Перестройки», так с ним, с этим поколением, и уйдет. Нам некому передать нашу боль от нашего конечного поражения и нашу память о том, что мы смогли отрубить у этой пятисотлетней гидры хотя бы пару голов. Пусть и не сумев потом «прижечь» эти обрубки люстрациями и полным демонтажом империи. Пусть и дав потом завесить себе уши и глаза, а затем и забить рты лапшой о «возрождении России»…
Впрочем, наше поколение уходит не одно. Оно забирает с собой в небытие и ту гидру, которую так и не сумело одолеть. Гидра ведь тоже состарилась – вместе с нами. Так уж мемориально вышло!.. И скорбная память о Большом терроре – не что иное, как отходная всей цивилизации террора, которая некогда народилась на свет, не уверен, что божий, и которая ныне готовится кануть в Лету…
Сим и утешимся! Если сможем…
Даниил Коцюбинский
Выставка работает до конца этой недели. Вход свободный.