Что беспокоит архитекторов в пандемию?

Пандемия не привела к настоящему кризису, который перевернул бы мир. Это плохо. Считают одни архитекторы. Другие с этим не согласны.

«Исход» – так называется только что вышедший из печати 35-й номер журнала «Проект Балтия». Кроме обычных для архитектурного издания материалов, он содержит «Письма из карантина» от архитекторов из разных стран. Некоторые мысли показались нам любопытными и за пределами узкопрофессионального круга.

Сами Ринтала (Будё):

– У нас в Норвегии власти запретили уезжать на дачи и в другие удаленные уголки – ведь, если мы заболеем, забрать нас оттуда будет обременительно. Интересно, какое решение кажется правильным тебе: спрятаться подальше или остаться в городе, поближе к больнице?

Андис Силис (Рига):

– Жалко, что заодно не вырубилась и Всемирная сеть, вот тогда наступил бы настоящий кризис. И вместо виртуальной социализации и обмена вербальным поносом вирус заставил бы всех думать о чем-то стоящем. Например, о «ментальной» гигиене. И чем, кроме страха перемен и смерти, заполнить внезапно возникшую пустоту.

Степан Липгарт (Петербург):

– Можно ли, находясь в здравом уме, желать потрясений и испытаний, сопоставимых с теми, что вынес минувший век? Но можно ли при этом не сожалеть о том, что мы во многом променяли мечту на примат «зоны комфорта»?

Кари Куосма (Хельсинки):

– Изменится ли положение модернизма в Финляндии, потеряет ли он свою власть, освободив хотя бы небольшое место для других архитектурных стилей, например, классицизма или неоромантизма?

Ренато Рицци (Венеция):

– Архитектура сократилась до области techne. Бесформенность мегаполисов – есть очевидное свидетельство тлетворного самодурства технического знания. Агломерации ждущие своего спасения, излечатся, только если архитектура перестанет быть текстурой и снова станет архитектурой.

Ханс Ибелингс (Монреаль)

– Предполагаю, что множество моих любимых ресторанов, магазинов, музеев и кафе-баров останутся существовать и далее, что улицы, площади, парки и целые города, где я с удовольствием гулял, вновь наполняться людьми. Другими словами, я беспокоюсь о том, что ближайшее будущее никогда не напомнит мне о том, каким было настоящее.

В.Ш.

На заставке: Шекспировский театр в Гданьске Ренато Рицци

  • Сами Ринтала. Смотровая вышка в Сельюре