Все детство я провела в своей комнате, работая над очередным рисунком или поделкой и слушая аудиокниги. Мне нравилось абсолютно все, начиная с детских энциклопедий и заканчивая сказкой о бабе яге, которая после внезапного переезда в Москву решила стать балериной. Я подросла, но чужие истории по-прежнему являются моими спутниками по пути в супермаркет или во время скучных поездок в метро. К 18 годам я успела послушать многое и понять для себя, какие аудио-проекты кажутся мне достойными внимания, а какие нет – и почему.
1) Хочу не могу
★☆☆☆☆
Наш хит-парад открывает подкаст, который невозможно слушать без мучений и стыда. Забавно, что мои претензии к проекту создатели ёмко выразили сами, озаглавив трейлер: «девственник, лесбиянка и бабник говорят о сексе» (напрашивается анекдот а-ля «пришли как-то трое в ресторан: …»). Как и полагается каждому уважающему себя ситкому (именно к этому жанру авторы решили причислить свой подкаст), персонажи здесь – не люди, а их плоские картонные модели: девственник Кирилл из выпуска в выпуск играет роль мишени для насмешек, бабник Лёша хриповатым голосом рассказывает о своих похождениях, а лесбиянка Лиза наставляет обоих, раскрывая все женские секреты.
Темами эпизодов обычно становятся такие вечные вопросы жизни, как «где же все-таки находится клитор?» и «как правильно мастурбировать?». Можно было бы простить эту тривиальность, если бы целевой аудиторией «Хочу не могу» были подростки, но подробные обсуждения личной жизни и тщетные попытки выбрать правильную игрушку дают понять: детям лучше подобный контент не слушать.
Дела в комедийной части нашей программы обстоят еще хуже: подкаст еле держится на инфантильных шутках о пестиках и тычинках, сопровождаемых приступами закадрового смеха (правда, последний часто используется звукорежиссерами невпопад – дорожку вставляют даже в тех местах разговора, где нет панчлайна). Как это ни парадоксально, идиотские шутки полностью аннулируют «образовательную» миссию проекта – создается впечатление, что секс-просвет скорее нужен самим ведущим, которые, очевидно, сами не знают, о чем говорят и часто не могут сдержать хихиканье.
Короче говоря, подкаст «Хочу не могу» появился в неправильном месте и в неправильное время: его юмор изжил себя еще несколько лет назад (даже джингл в начале выпусков подозрительным образом похож на песню из интро к сериалу «Как я встретил вашу маму» – ситкому, который закончился (!) еще в 2014 году). Выбор тематики, в свою очередь, воспринимается как попытка прокатиться на волне популярности, причем попытка неудачная, ведь на фоне более достойных проектов – например, подкаста той же студии «Истории русского секса» – проект «Хочу не могу» выглядит уныло.
2) Искусство для пацанчиков
★★★☆☆
Подкаст «Искусство для пацанчиков», который ведет Анастасия Четверикова, создан для людей, которые обычно говорят, что хотят разбираться в искусстве, но не знают, с чего начать (или просто ленятся это сделать). В каждом новом эпизоде слушателям предлагают взглянуть поближе на какое-то из всемирно известных произведений – будь то «Черный квадрат» Казимира Малевича или музыка Прокофьева.
Казалось бы, какие изъяны могут быть в проекте, который занимается популяризацией искусства? И все же, когда ведущая (которая, кстати, является культурологом, а не искусствоведом) время от времени делает фактологические ошибки и использует по меньшей мере странные выражения («чика» вместо «музы» и «подбивать клинья» вместо «проявлять внимание» – только малая их часть), мое желание возвращаться к подкасту снова и снова сходит на нет. Нет, дело не в снобизме и желании заставить всех говорить высоко о высоком – но (возможно, кому-то это покажется удивительным) использование устаревшего бандитского сленга не кажется здесь смешным или уместным. К тому же настораживает и то, что большую часть повествования Анны занимают всяческие слухи и мифы из мира искусства (бесспорно, очень интересные, но от этого не более достоверные).
Вывод такой: пацанчиком мне не стать – степень упрощения и сокращения информации слишком велика, чтобы воспринимать подкаст серьезно. Однако низкую оценку ставить ему тоже не хочется – как-никак, желание нести искусство в массы нельзя не считать благородной миссией.
3) Так вышло
★★★★★
Так вышло, что этому проекту я обязана своим интересом к философии, которую раньше считала очень скучным и сложным предметом.
Пожалуй, во всех подкастах решающим фактором (после качества звука, которое тут на высоте) является химия между ведущими, и в этом проекте ее видно (слышно?) издалека – Катя Кронгауз и Андрей Бабицкий знают, как найти нестандартные решения к сложным этическим задачам, успевая при этом отпускать ехидные комментарии в адрес друг друга. Не стоит бояться того, что после нажатия кнопки «play», ваши уши будут загружены теорией и огромным количеством неизвестных имен – здесь неоднозначные вопросы обсуждают и объясняют легко и понятно. В своих выпусках Катя и Андрей обычно рассматривают не просто важные философские категории добра и зла, но и актуальные события, связанные с ними – к примеру, в последнем сезоне обсуждались black lives matter, пандемия, поправки в Конституцию (и многое другое). Часто предметом дискуссии становятся совсем неожиданные темы, о которых, скорее всего, немногие задумывались прежде: как думаете, этично ли покорять Эверест? В общем, начав слушать этот подкаст, остановиться уже сложно – велика вероятность того, что со временем пятница (день выхода новых эпизодов) станет для вас маленьким праздником.
Подведем итоги
Примерно таким образом я расставляю свои приоритеты – мне интересны многие темы, однако прежде всего я поддерживаю образовательные проекты об этике и искусстве, избегая при этом подкастов с большим количеством диалогов, содержание которых сводится к рассказам о том, что ведущие ели на завтрак (да, и такие тоже есть).
Качество звука и динамичность голосов – наверное, универсально важные критерии для тех, кто любит аудиоформат, но на эти требования накладываются мои личные – я слежу за качеством подачи информации (старался ли человек быть смешным или нет? проверил ли он/она достоверность найденных данных? /насколько тщательно он/она выверил свою траекторию повествования или аргументации?) и обращаю внимание на взаимодействие с аудиторией (чувствует ли ведущий (ая), что актуально на данный момент, а что нет?)
К сожалению, найти качественный аудиоконтент на русском языке очень сложно, ведь после появления моды на подкасты на Западе наши соотечественники ринулись в студии, не разобравшись толком, что они делают, и, главное, зачем. Конечно, в этом изобилии можно найти проекты, которые действительно радуют – и все-таки больша́я этих самородков всё ещё скрыта за горами известняка.
Ясмин Бассит