Университет ИТМО открыл арт-пространство AIR (Art.ITMO. Residency). Пилотом стала выставка шести художников «Точка доступа», которая показывает первые магистерские работы по созданной два года назад программе Art&Science.
Выставка вполне подъемна для осмотра человеком, даже случайно заглянувшим на Биржевую линию, 16.
Среди магистрантов, в основном художники и дизайнеры, но есть инженер и биолог. Четверо живут в Петербурге, двое – в Мехико.
«Чудо поляна 2.0» Алены Королевой и Марты Михайловой – на модную тему психологии и эмоций биологических объектов. Редкие растения сами выбирают, общаться ли им с публикой.
«Красноярск» Виктории Романовой объяснен у куратора (см. ниже). «Физарум–предсказатель» Светланы Сидоровой – очередная пародия на гадание по руке и ясновидения, сгенерированная с помощью робота.
Итан Авила предлагает зайти в Инстаграм на созданную им страницу богини Афины. Поставите лайк, и сердце Афины, лежащее на столике, станет биться. Прежде простой смертный о таком не мог и мечтать. Авиле принадлежат и «Размышления об истории» – как нейросети играют с образами Сократа и других античных персонажей (на заставке к тексту).
Про «Неприкасаемого» Лауры Родригес – также у куратора.
***
Артур Константинов, куратор выставки:
– Для меня важно, что все шесть проектов – про личное взаимодействие художника и науки. Они переживают науку через себя, порой переживают травматично. Виктория Романова нашла в ИТМО оптическую систему полувекой давности (вероятно осталось от ГОИ). Ее назначение сейчас установить невозможно. На корпусе сохранилась только одна надпись – «Красноярск». Сначала художница задумала проект про холодную войну, а потом сделала его о перенасыщенности информацией и невозможности найти себя в этом бурном потоке.
Лаура Родригез из Мексики работала с химиками и биологами, они добавляют наноматериалы в бактериальную целлюлозу, которую выращивают. Лаура – как южный человек – тяжело переживала локдаун как невозможность контакта. Она построила инсталляцию: когда один человек освещает фонариком колбу с целлюлозой, то свет конвертируется в электрический сигнал и вызывает вибрацию платформы на другом конце виртуального соединения. Эмоции через вибрацию передаются на любые расстояния.
***
Безусловный фаворит “Города 812” – Анна Писаревская и ее проект «Ретроспектива ГУЛАГа». История массовых репрессий вытесняется из массового сознания, набиваемого «цифрой». Анна взяла сотни подлинных фотографий жертв, загрузила их в нейронную сеть и получила еще несколько сотен портретов. Искусственный интеллект породил интеллигентного вида мужчин лет 35-40. Писаревская соединяет те и другие фото и спрашивает себя и нас: «Смогут ли историки будущего определить, где – правда, а где выдумка, созданная искусственным интеллектом. И что это – миф или историческая память компьютера».
***
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель магистерской программы «Искусство и наука» в Университете ИТМО.
– Два года назад мы набрали в магистратуру первых десять человек. В чем смысл ее программы? В ИТМО есть лаборатории – биология, химия, лазеры, компьютерная безопасность и т.д. Мы заводим туда художника, он получает информацию, о существовании которой мог даже не подозревать. А ученым нужны визуализация, философское осмысление, разные подходы к научным проблемам.
Эта выставка не про результат, она про процесс. Вовсе не потому, что пандемия помешала завершить часть проектов, хотя было и такое. Важнее, что это проект про коммуникацию. Художник и ученый коммуницировать не могут. Нужен переводчик. Science art – это курсы перевода. Умный переводчик управляет переговорами. Мы показываем, как это может происходить.
Вадим Шувалов