Эрмитаж показывает то, чего у него нет. Совсем. В Синей спальне Зимнего дворца открылась выставка «Мелкая пластика ар деко из собраний Сергея Морозова и Евгения Герасимова». Век ар деко был коротким, примерно полтора десятилетия между двумя мировыми войнами. Но след в искусствах, прежде всего, архитектуре, остался ярким. Вспомним нью-йоркские небоскребы и следовавшие им московские сталинские высотки.
Скульптура ар деко (мелкая пластика – это профессиональный термин, что разделить декоративное искусство и монументальные произведения) долго была известна в России только десятку – двум коллекционерам. Государственные музеи его не собирали и не собирают. При советской власти, когда произведения музейного уровня были относительно доступны, они никого не интересовали. Когда потом стали интересовать – цены уже взлетели.
В последнее время к скульптуре ар деко стали проявлять интерес владельцы домов с дорогими интерьерами, куда она просится. Стиль ар деко, возникший на стыке модерна и конструктивизма, с его элегантностью, спортивностью, эротичностью прочно вошел в моду почти через 100 лет после своего появления.
Предметы изготовлялись небольшими сериями. Часто использовалась хрисоэлефантинная техника. Фигура отливалась из бронзы, затем патинированной. Лицо и руки вырезались из слоновой кости. Затем детали ювелирно соединялись в одну скульптуру.
Тиражи были небольшими, обычно нумерованными, ставилась клеймо мастера и фирмы-изготовителя. Иногда даже в одной серии скульптуры могут быть разного размера и/или отличаться цветом патинирования, а также материалом подставки (оникс, мрамор и т.д.)
Пройдемся по выставке, это 56 композиций, созданных немецкими, французскими и австрийскими мастерами. Есть один – русский, но о нем отдельно. Лицом проекта выбран хрисоэлефантинный «Турецкий танец», автор – Клэр Жанна Роберта Колине.
«Рыболов» Фердинанда Прайса прежде входил в коллекцию Элтона Джона. Почему он же, изобразив взрослую половозрелую барышню, назвал скульптуру «Девочка-сорванец», осталось тайной. Прайсу принадлежат два варианта «Девушки с веслом». Сравните с аналогичным сюжетом в исполнении советского скульптора Ивана Шадра. Его первый вариант 1936 года даже более ардекошный, чем у берлинца.
Бруно Заху принадлежит скульптура «Стэк». Самого предмета понукания лошадей мы не видим, в центре внимания автора –пышнотелая хозяйка скакуна. «Метрополис» Ханса Хардеса – бронзовая фигура девушки в эффектном шлеме очевидно отсылает к культовому немому фильму Фрица Ланга.
Из холодной красоты модельных персонажей начала ХХ века выбивается «Прощание с крестоносцем» Пьера Ле Фагуэ: дама сердца преподносит меч всаднику в полном латном облачении. Два варианта «Золотой свадьбы» Андре Беккереля, изобразившего пожилую пару, как раз отличаются размерами и цветом тонирования.
Жоэ Деком представлял «Русский танец» в виде нагой красотки в кокошнике, которая пляшет вприсядку. «Рюс» как он есть. Самое время вспомнить про единственного русского скульптора. Георгий (Жорж) Лавров представлен композицией «Охота на фазана». Наблюдаем финальную часть: скоро лиса приступит к трапезе.
Жорж Лавров (1895-1991) прожил богатую событиями жизнь. Родился в Сибири, после революции воевал за красных. За что был отправлен на учебу в Москву, где стал членом АХХР, ваял бюсты вождей. В 1927 году получил от Луначарского грант на стажировку в Париже.
И чтобы ему там остаться, тем более, что его ардекошные работы имели спрос, ему позировала великая Анна Павлова. Да и срок стажировки он самовольно увеличил с пяти лет до восьми. Но, нет, решил вернуться, ваять Сталина с девочкой на руках. Вся эта активность закончилась колымским лагерем. Только работа над скульптурами для Магадана спасла от смерти. После освобождения Лавров всю оставшуюся жизнь был соцреалистом.
В финале – выбор куратора выставки. Елена Карчёва, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа назвала композицию Фердинанда Прайса «Легче, чем воздух» (бронза, слоновая кость, стекло мрамор, оникс).
Вадим Шувалов