IX Фестиваль фламенко «Вива, Испания» в этом году по карантинным причинам не заедет в Петербург. Он состоится в середине ноября только в Москве. Но и там при условии, что организаторы фестиваля смогут оформить визы танцовщикам.
Об этом сообщила Татьяна Пигарева, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве. Это учреждение работает, начиная с марта, только в режиме онлайн. Зато теперь все события, организуемые институтом, доступны не только москвичам, но и всем желающим.
На декабрь намечено онлайн-представление выставки архивных материалов о советском периоде жизни испанского художника Альберто Санчеса (1895 – 1962). В 1937 году он вместе с Пикассо выставлялся в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Пикассо показал «Гернику», Санчес – скульптуру «Путь испанского народа, ведущий к звезде». Сейчас оба произведения украшают Центр искусств королевы Софии в Мадриде. Этот музей входит в пятерку главных музеев современного искусства в мире. Жаль, что «Путь» не сохранился и на улице перед зданием установлена его копия.
В 1938 году Санчес приехал в Москву и остался там навсегда. Работал с Григорием Козинцевым над фильмом «Дон Кихот», оформлял спектакли цыганского театра «Ромэн».
- А.Санчес. Путь испанского народа, ведущий к звезде
По выражению Пигаревой, «маячит» премьера спектакля «Жизнь есть сон» по пьесе Педро Кальдерона в новом (авангардном в духе Маяковского) переводе мэтра Натальи Ванханен. Постановку в «Электотеатре Станиславский» готовит испанский режиссер Наталья Менендес. На 10 декабря в театре запланирована презентация нового перевода. Премьера намечена на конец 2021 года.
Всеволод Багно, главный испанист Петербурга, научный руководитель Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН не терял пандемическое время даром и подготовил сборник своих старых и новых эссе об испаноязычных писателях. Его название – «Испанцы трех миров», речь идет о десяти веках литературы. Филолог подчеркивает, что это его субъективный выбор. Книга полностью готова и должна выйти еще в 2020 году. Багно намерен реализовать давнюю мечту и создать текст про инженера Августина Бетанкура. Тем более, что эссе про Осипа де Рибаса у него есть.
Еще более оптимистичен испанский журналист и документалист Рикардо Маркина. 27 марта в Доме кино должна была состояться премьера его фильма «Город аплодисментов». Рикардо Маркина 5 лет жил в Петербурге. Из них два на свои кровные (жене пришлось расстаться с мечтой об отдыхе на Мальдивах) снимал кино о театральной жизни на сцене и за кулисами.
Премьера отменилась. На коммерческий показ на Западе Рикардо и не рассчитывал. По его словам, спросом пользуется футбол, политика, горячие новости. Остальное надо снимать на свои деньги и публиковать в соцсетях.
Как только падут санитарные кордоны, Рикардо Маркина намерен приехать в Россию и снять еще два фильма. Один «Матрешки» – о российских женщинах, «опоре страны» как он выразился. Героинями фильма станут шестнадцать женщин разных национальностей, живущих от Владивостока до Калининграда. Второй фильм – про неоконсерватизм в современной России.
В.Ш.