Если бы немецкое правительство могло упразднить воскресные дни, жители Германии были счастливы. А вот у блоггеров из Livejournal плохие дни – вторник и среда.
Жителям «Острова невезения», о которых пел в «Бриллиантовой руке» герой Андрея Миронова, хотелось отменить понедельники. Жители Германии не согласились бы – им хуже всего по воскресеньям.
Солидарность с папуасами, у которых в понедельник “крокодил не ловится, не растет кокос”, была в СССР необычайной, пишет slon.ru. Очевидно, эта песенка отражала мысли многих: “Понедельник – день тяжелый”, “Хорошее дело в понедельник не начинают”. Считается, что по понедельникам, после выходных трудно начать работу. У части сограждан это может быть связано с обычаем выпивать на выходных.
Не только нам и папуасам из фильма трудно живется по понедельникам и хорошо – по пятницам и в выходные. Это отражено в языке: “Thank God It’s Friday” (“Слава Богу, это пятница”).
Даже обвалы на фондовом рынке тяготеют к понедельникам – Биржевой крах 1929 года случился в понедельник. Еще один “черный понедельник” – 19 октября 1987 года, второе сильнейшее однодневное падение фондового индекса в истории. Кстати, на понедельник пришелся и российский дефолт 17.08.1998. Некоторое количество опросов, в разные годы проведенных психологами, подтвердили, что по понедельникам настроение падает. Например, у британцев в полном соответствии с традицией понедельник оказался худшим днем, в пятницу и субботу настроение было гораздо лучше.
Полем для исследования настроений три года назад стал даже Livejournal. Три года назад американские психологи обобщили данные о 10 000 англоязычных постов в ЖЖ, снабженных иконками happy (счастлив) и sad (печален). Самым счастливым днем оказалась суббота. А несчастливыми – как и у австралийцев, среда и вторник. Резко улучшаться настроение начинало уже в четверг, а портиться – в воскресенье. При этом понедельники для блоггеров оказались не столь уж плохи.
Худшим днем оказалась среда и для 351 австралийца, которых опрашивали о настроении Чарльз Арени и Мишель Бергер из университета Сиднея. К этому времени прошлые выходные забыты, а до следующих далеко, интерпретировали они эти данные. Но отличие от прочих дней было несущественным.
Интересно, что когда Арени и Бергер просили тех же людей предсказать, в какой день их настроение будет лучше, а в какой – хуже, ответы сильно отличались от фактически переживаемых настроений. И были стереотипны. Самым тяжелым должен был оказаться понедельник, а наиболее приятными – пятничные и субботние вечера. Такой же результат был получен и когда людей просили вспомнить, в какие дни им было лучше, а в какие – хуже. Но это только воспоминания и прогнозы – в действительности настроение менялось очень слабо. Люди лучше себя чувствуют, когда могут выбирать, чем бы заниматься, и хуже – когда не имеют такой возможности, объяснял Арени стереотипные представления о днях недели.
Повышение настроения перед и во время выходных объясняется просто – в эти дни люди, располагая свободным временем, стараются устраивать себе приятные события. Но не всем это удается. Отсюда другой известный термин, введенный классиком экзистенциальной психотерапии Виктором Франклом, – “воскресный невроз”. Это когда после недели напряженной работы люди не знают чем себя занять, думают о бессмысленности своего существования, – то есть, будучи предоставлены сами себе, ощущают скуку, смутное недовольство всем, экзистенциальный вакуум.
Жители Германии, видимо, больны этой болезнью все поголовно. У них воскресенье –самый грустный день, утверждают Альпаслан Акай и Петер Мартинсон (университет Гетеборга, IZA – Институт трудовых исследований в Бонне,) в докладе “Sundays Are Blue: Aren’t They?”(Воскресенья тоскливы, не правда ли?). Это еще одна попытка исследовать влияние дней недели на настроение.
По пятницам и субботам настроение у немцев тоже не очень. Настроение ниже среднего в течение всего конца недели – как раз тогда, когда у пользователей ЖЖ оно повышается. А в понедельник и среду, тяжелые для обитателей ЖЖ и Австралии, немцы переживают отлично. Ухудшение настроений к выходным настолько резкое, что, кажется, отмени правительство Германии выходные – оно бы доставило своим согражданам огромную радость.
Интересно, что Акай и Мартинсон показали эту динамику на гигантской панели (с 1985 года, 12 000 человек из 6000 домохозяйств), позволяющей оценивать настроения у различных демографических и социально-экономических групп населения. Интервью проводятся раз в год по большому кругу вопросов, включая и настроение.
Вопрос, на который отвечали немцы, звучит так: “Учитывая все в целом, насколько вы в данный момент довольны своей жизнью”. Степень удовлетворенности отмечается на шкале от 0 (совсем неудовлетворен) до 10 (удовлетворен полностью). Вопрос задан не о сегодняшних эмоциях, а именно об оценке ситуации в целом. Поэтому ответы, казалось бы, не должны были сильно варьировать по дням недели. С другой стороны, сиюминутные настроения не могут не влиять на ответы, тем более что в вопросе подчеркивается: “в данный момент”.
Динамика настроения у немцев довольно специфична. При этом с понедельника по пятницу настроение практически не меняется, а в субботу – хуже, чем по рабочим дням. Этот эффект проявляется и у тех, кто работает всю неделю, и у частично занятых, и даже у безработных. Только у последних настроение в целом хуже, чем у работающих.
Казалось бы, проявления “воскресного невроза” должны быть сильнее у одиноких работающих людей. Но у немцев воскресный эффект, напротив, четко выражен у женатых людей, а у одиноких почти отсутствует. У мужчин он несколько сильнее, чем у женщин.
Даже молодые немцы во вторник-четверг чувствуют себя лучше, чем в пятницу-понедельник. Но у них этот эффект незначителен, а максимален – в возрасте 35 – 65 лет. Воскресный синдром обнаружился и у иммигрантов – но в меньшей степени, чем у коренных жителей.
Только в бывшей Восточной Германии воскресного синдрома нет совсем. Но там и в целом настроение значительно хуже, чем в бывшей Западной Германии, и даже хуже, чем у немецких безработных в целом.
У нас, кажется, похожих исследований не проводилось. Но думаю, что соотечественники пока не настолько полюбили работу и не разучились отдыхать в выходные до потери сознания. Впрочем, у городского населения – офисных работников воскресный синдром начинает проявляться. Видимо, это проблема той стадии благосостояния, когда базовые потребности обеспечены, и становится скучно. С другой стороны, едва ли проблема разовьется у нас до такой степени, как у немцев. А для южных народы – от итальянцев и жителей Черногории до бразильцев отдых – вообще настолько органичный вид деятельности, что им воскресенья будут доставлять радость, даже если их будет семь в неделю.