Art&Science или science art – набирающее популярность направление современного искусства, главным принципом которого является использование высоких технологий и научных открытий для создания арт-проектов. Нередко художники обращаются к открытиям в области современной биологии, а также прибегают к работе с искусственным интеллектом.
Чтобы узнать больше о том, как выглядит научное искусство в России и как с ним работают, я поговорила с куратором, автором просветительских проектов об искусстве и студентом Факультета свободных искусств и наук СПбГУ Ильей Крончевым. Илья изучает историю искусств и специализируется на современном искусстве, читает лекции о модернизме в кофейне «Вкус искусства», является одним из авторов телеграм-канала «Почему? Зачем? Как?», а также занимается кураторской работой в фонде культурных инициатив «Спарта», где организует выставки художников направления art & science.
- Илья Крончев с фото Энди Уорхола
– Многие не понимают, чем занимается куратор. Мог бы ты сначала объяснить, в чем суть этой профессии?
– Куратор – профессия, которая в России ещё не институционализирована, у нас нет такого кода «куратор», а за рубежом есть. В России обычно принимают куратора на позицию менеджера.
Это такая специальность, которая связана с отбором предметов искусства для выставок, созданием концепций выставок, а также трансляцией новых взглядов на искусство. Концепции выставок могут быть самыми разными: здесь феминистский дискурс, а там – «новые дикие». Куратор выбирает эти концепции, предлагает их зрителям, ведет диалоги со старым искусством – особенно если работает в большом музее, например, в Эрмитаже. Там постоянно используется техника диалога современности с прошлым: например, работы Яна Фабра (современного бельгийского художника) выставляются в залах старых мастеров.
- Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Эрмитаже
Кроме того, куратор – это еще и исследователь, он может обращаться к будущему, настоящему и прошлому. Например, я в моей дипломной работе, посвященной концепту абсурдистского тела, стремлюсь найти в прошлом таких художников, которые с этим концептом пересекаются.
Чтобы увидеть, как кураторы работают с настоящим, можно просто зайти в любой выставочный зал – большинство экспозиций ориентированы именно на настоящее. Но есть и такие выставки, которые нацеленные на будущее – они основываются на исследованиях, результатом которых становится работа с выставочным пространством.
– Что происходит сейчас в сфере Art&Science? Как много художников занимается этим направлением в Европе и в России?
– В Европе с 1989 года проходит фестиваль Ars Electronica (фестиваль технологического искусства, базирующийся в Австрии), в нём участвует больше тысячи художников. В России Art&Science-художников в России уже достаточно много, и все время появляются новые, потому что понимают – это модно. Мы составили таблицу – и насчитали около ста, но наверняка уже больше ста. В основном, в Москве и Петербурге. Дело в том, что для развития этого направления нужна инфраструктура, необходимо строить лаборатории и т.д., а обычно это всё есть только в Москве и Петербурге, да и здесь проще выйти заграницу.
- Ars Electronica 2018
Среди наиболее интересных региональных проектов могу назвать арт-группу «Куда бегут собаки», занимающуюся Art&Science с 2000 года, которую мы c командой фонда культурных инициатив «Спарта» выставляем в Новосибирском государственном университете. Есть и другие региональные вспышки, но движения массового, конечно, нет. Да и публика в регионах менее подготовлена к восприятию такого искусства. В Новосибирске у нас бывали случаи, когда на выставку приходили учёные и говорили: «Кому это нужно? Что это за бред?».
- «Нюхательный портрет» на выставке арт-группы «Куда бегут собаки»
Мы приезжаем в города делиться опытом и рассказываем, что есть такие художники как, например, Джо Дэвис, который 50 лет работает в MIT (Massachusetts Institute of Technology) и публикуется в научных журналах. А его арт-проект даже позволил совершить вклад в науку. Пытаясь выстроить коммуникацию с инопланетными формами жизни, США посылали в космос вояджеры с закодированной информацией, где были, в том числе, анатомические изображения людей. Однако женские гениталии, в отличие от мужских, в них не были прорисованы. Дэвис решил устранить эту информационную лакуну. В 1986 году он собрал несколько балерин, записал их вагинальные сокращения и отправил, используя радар (Millstone Hill Radar), двадцатиминутное сообщение с полученными данными в космос. Впоследствии этот проект стал отправной точкой, позволившей Джо Дэвису совместно с генетиком Дэном Бойдом придумать «суперкод», которым можно закодировать абсолютно любую информацию, в том числе ДНК. Это было серьёзное научное открытие.
- Космический зонд Voyager-1 и радар Millstone Hill
– В Петербурге тоже проходят фестивали science art – 3 октября ты участвовал в студенческом мероприятии с лекциями и мастер-классами по разным направлениям научно-технологического искусства в Art&Science Marathon в ИТМО. Этот фестиваль на кого был рассчитан?
– Это, по сути, день открытых дверей. Мог прийти любой желающий и узнать больше об Art&Science. Там были воркшопы от художников (специалистов по sound art, VR и т.д.), лекция Дмитрия Булатова – одного из главных теоретиков art & science в России, кинопоказ.
Я вел авторское мероприятие «Speed science dating», в рамках которого ученые и художники должны были знакомиться друг с другом. Но так получилось, что в этот раз ученых не было – были студенты, художники и кураторы. В итоге получилась некая арт-медиация с элементами интервью, где люди знакомились и узнавали интересные вещи друг о друге. Формат получился очень интересный, возможно, в будущем мы продолжим развивать его совместно с университетом ИТМО, куда уже специально позовем ученых и художников.
– То есть Art&Science – не такая уж серая зона искусства и в России, раз появляются институты, способствующие развитию этого направления?
– Да, магистратура Art&Science есть в ИТМО и в Томском государственном университете. Также есть много частных инициатив, фонды, галереи, лаборатории, онлайн-аукционы. На Васильевском острове, например, при ИТМО открылась галерея по Art&Science «AIR». В Москве есть галерея Даши Пархоменко – это частная инициатива, на которую деньги берутся из грантов, в том числе государственных. Ещё яркий пример – Новая антропология в Петербурге – большой art & science-проект, сделанный на деньги государственного гранта. Одним словом, art & science в России, как и профессия куратора – уже далеко не «серая зона».
Дарья Гришина
- Автор – Дарья Гришина