Программисты – народ загадочный. Иной раз может показаться, что они только и делают, что сидят перед мониторами и пишут код. Но и у них есть свое сообщество и встречи, в том числе мит-апы – неформальные конференции. Подробнее о том, что это такое, рассказывает организатор мит-апов PiterPy Дима БОГЕР.
- Дима Богер
– Что означает название вашего мит-апа?
– Ну, первая часть – понятное дело, Питер. А «Ру» («пай») – это от «Python», или «Питон», это такой язык программирования.
– Он имеет какое-то отношение к питонам?
– К питонам – нет. В Англии есть такое юмористическое шоу – называется Monty Python. И язык назван в честь этого шоу. Не то чтобы он был связан с чем-то развлекательным, просто так исторически сложилось. К животным он не имеет никакого отношения, но при этом большинство логотипов – змейки. Без какой-либо задней мысли все рисуют змеек, и даже официальный логотип Питона – «змеиный».
- Логотип Python
– Чем Питон так отличается от других языков программирования, что именно ему посвящена целая конференция?
– Ну, у других языков программирования тоже достаточно много мит-апов и конференций, например, по Java Script, Ruby, C, Sh (Unix Shell) – кажется, почти у всех, где набралось хоть 2-3 активных человека, желающих создать сообщество. В Петербурге не так много мит-апов, где-то с десяток, и многие из них делят один и тот же язык программирования: например, по Питону – два мит-апа, по Java Script`у, наверное, три и еще парочка мит-апов, которые проходят нерегулярно.
Чем Python хорош? Наверное, самой отличительной его особенностью является то, что у него очень низкий порог вхождения. Ну, то есть прийти в язык с нулевым знанием и написать что-то работающее можно примерно за неделю. Он для начинающих хорошо подходит, и при этом на нём неплохо оставаться постоянно.
– А что на нём вообще разрабатывают? Вот на Java Script построена, например, популярная игра MineCraft. А какие известные среднестатистическому человеку программы основаны на Питоне?
– Наверное, самая известная среднестатистическому человеку программа – это Инстаграм. Но вообще, Питон – язык не клиентских приложений, которые запускаются в браузере или на мобильных устройствах. Это язык приложений, которые скрыты от обычного пользователя. То есть, если будешь пользоваться Инстаграмом, никогда не узнаешь, что он построен на Питоне, если тебе об этом не скажут напрямую. Поэтому, скорее всего, на Питоне написана довольно значимая часть интернета, но мы об этом не знаем, потому что некому нам об этом сказать.
– Что именно происходит на мит-апах? Например, если бы я решила организовать мит-ап, что мне нужно было бы сделать?
– Ну, первый шаг – это поиск докладчиков.
– И где вы их находите?
– Это своего рода вопрос курицы и яйца, потому что у нас в конце каждого мит-апа есть форма, в которой мы спрашиваем, есть ли идеи для докладов, и, если есть, просим описать в одном предложении, а затем связываемся с этими людьми, если тема интересная.
- Фотография с мит-апа
– Это опрос среди участников мит-апа?
– Да, у нас нет четкого деления на докладчиков и участников, это все одни и те же люди – программисты. Мы обычно ищем докладчиков среди зрителей и еще среди знакомых, потому что мы все работаем в айти-компаниях, и можно туда закинуть клич.
Потом у нас идут предпрогоны, на которых мы оцениваем доклады, записываем многостраничные комментарии по каждому пункту, что хорошо, а что нужно подправить – и так повторяем, пока доклад не станет качественным и очень классным.
После этого надо найти площадку, договориться с компанией, которая готова нас «хостить» (принимать у себя), обсудить с ней детали, понять, будут ли они в начале мит-апа рассказывать, какие они хорошие, предлагать вакансии, будут ли предоставлять пиццу, хотят ли они получить список участников (но мы не предоставляем эти данные без согласия участников).
– А участие в мит-апах бесплатное?
– Сто процентов.
– Откуда тогда финансирование? Нужно же и арендовать помещение, и обеспечить участников едой…
– Обычно не мы арендуем помещения, а айти-компании нам их предоставляют. Зачем им это нужно? Айти-компания хочет, чтобы о ней немножко знали. Вот я сейчас работаю в SEMrush, у нас есть зал, и, к примеру, я здесь работаю полгода, а организую мит-апы уже два года. Естественно, про SEMrush знаю я и знают мои знакомые, и все, кто ходит на мит-апы, слышали, видели, что такое SEMrush. Бывают какие-то специфичные кейсы мотивации, когда, например, есть какой-нибудь коворкинг (общее пространство для работы), которому нужно прорекламировать себя. И так далее. Но в целом с площадками обычно проблем нет, потому что у айти-компаний есть залы, и эти компании не против их иногда отдавать нам «в бесплатную аренду».
Пиццей и другими вещами иногда нас обеспечивают сами компании, иногда мы находим спонсоров. Например, к нам приходит компания и говорит: «Давайте мы вам напечатаем 1000 футболок, но сзади на футболках будет написано наше имя». Мы такие: «Без б. [«без базара», то есть «без проблем»], погнали! А еще дайте нам игрушек, мы их будем разыгрывать». Видимо, это не такие большие деньги и не настолько большой труд, чтобы было как-то сложно это организовать. Одним словом, мы довольно легко находим места и пиццу для наших посетителей.
– Получается, что компании вас находят, чтобы вы их прорекламировали?
– Ну… Это, слава богу, не ощущается как реклама. То есть, не как на Ютубе, где ты смотришь ролик, а потом он прерывается на рекламу. Здесь тебя просто зовут потусить в офисе компании, посмотреть, как там классно. То есть это такой ненавязчивый вид рекламы. И мы стараемся очень аккуратно подходить к тому, с кем мы работаем, с кем мы сотрудничаем, потому что очевидно, что есть очень сильная ассоциация мит-апа с той компанией, в которой он проводится.
– А как вы определяете, с какими компаниями стоит сотрудничать, а с какими – нет? Каковы критерии?
– Наше основное требование – не делиться информацией об участниках без их согласия. Здесь компании обычно идут нам навстречу. Иначе мы с ними не сотрудничаем. Потом, мы стараемся не брать компании со спорной репутацией, которые, например, увольняют сотрудников одним днем или дискриминируют по половому признаку. Но на самом деле все это случатся не так часто, и за три года организации мит-апов у нас уже сформировался список площадок, которые нам нравятся. Мы уже хорошо знаем их вместимость и обычно не ищем новые площадки, а скорее выбираем из тех, с которыми мы уже знакомы.
- Компании, предоставляющие площадки для мит-апов PiterPy
Мы договариваемся с площадкой, выбираем дату, время, потом пишем анонсы, создаем мероприятие на специальных платформах – meetup.com, timepad, Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Интсаграм, пишем к этому всему тексты, добавляем красивые картинки, узнаём у докладчиков информацию о том, где они работают и чем занимаются, согласовываем всё с ними.
– А откуда к вам приходят люди? Вы как-то рекламируете мит-апы?
– Нет, специально не рекламируем, скорее «оно само». Как я уже сказал, у нас есть группы в Сети. И по большей части это, наверное, нетворкинг (сеть деловых связей). Когда приходишь в нашу сферу, рано или поздно находишь сообщество Питона, например, если работаешь в айти-компании – услышишь от коллег и т.д. То есть это скорее сарафанное радио. Некоторые люди приходят случайно, типа «кто-то из знакомых лайкнул пост в Твиттере, я увидел его в своей ленте и пришел к вам на мит-ап».
Из числа записавшихся обычно приходят примерно 50%, потому что мероприятие бесплатное (вот если бы мы брали за участие 100 рублей, приходило бы 90% записавшихся). На юге города приходит 40%, в центре – 55%. У нас есть уже определенное представление о том, сколько народу приходит в какие места, поэтому мы можем довольно четко планировать необходимую вместимость площадки.
После этого мы приезжаем на мит-ап, организаторов обычно человек 5-6, кто-то встречает гостей, кто-то настраивает трансляцию…
– Трансляции для тех, кто не смог прийти?
– Да. И еще запись. Мы сейчас перестали делать мит-апы без записи, а трансляция – один из самых простых способов сделать запись.
– Это со времен коронавируса?
– Нет, мы просто в какой-то момент поняли, что нам очень хочется делать записи. А у большинства площадок есть для этого технические возможности.
А потом начинается сам мит-ап, люди приходят, выступают с докладами и слушают их, общаются между собой. У нас еще есть практика «лайтнингов» – ультра-коротких докладов из зала. В конце мы обычно говорим что-то вроде: «А теперь, кто хочет выступить – выходите». И иногда люди выходят, говорят: «Вот ссылка на такой-то сайт, я буквально вчера нашел, всем рекомендую» и т.д. Это очень мотивирует общаться между собой, делиться чем-то интересным.
– Какое примерно соотношение докладов и неформального общения?
– Мы вообще стремимся к неформальности, но в последнее время стали терять хватку и мероприятия стали более формальными. Это сильно зависит от размера площадки: чем больше площадка и чем больше людей, тем больше сходства с деловыми конференциями. Но и у этого есть свои бонусы, потому что большая формальность привлекает новичков: им не так страшно прийти на мит-ап, где их никто не трогает и у них есть возможность послушать интересный доклад, узнать что-то новое. Зато потом эти люди могут прийти на завтрак, уже полностью неформальное мероприятие.
После мит-апа мы собираем фидбэк (обратную связь) и делаем статистику: сколько людей пришло, какие оценки, список докладов, тем.
- Пример статистики
– А какие бывают темы? Только программирование на Питоне?
– Мы стараемся затрагивать широкие темы – и так называемые «софткорные», и «хардкорные». Софткорные – это типа как жить, как работать, как учиться, истории из жизни, истории из работы, а хардкорные – это глубокое погружение в какую-то специфичную область языка. И мы стараемся комбинировать эти штуки в мит-апах, делать так, чтобы было интересно всем. Ну, вот пример софткорной темы: «Юридические риски в айти», примеры хардкорных: «Неформальное введение в теорию типов», «Высокопроизводительные вычисления в Python».
– Можно ли чему-то научиться на мит-апе?
– Это, на мой взгляд, плохой источник для обучения, но зато очень хороший способ расширить кругозор. Программирование – очень обширная область знаний, и каждый из разработчиков погружается в её разные аспекты. Например, есть front-end разработка – это, условно, то, что видит пользователь, или back-end – то, что видит разработчик, а пользователь узнает только результаты этой работы. Есть еще так называемый «Интернет Вещей» – это всякие роутеры, «умный дом», какие-нибудь устройства сигнализации – все это тоже нужно программировать.
Но когда ты работаешь с утра до вечера над одним и тем же, и вокруг тебя коллеги, которые делают то же самое, у тебя замыливается взгляд, и ты думаешь, что язык программирования состоит из того, чем занимаешься конкретно ты. А когда ты начинаешь ходить на мит-апы, ты слышишь истории других людей, ты видишь, как они применяют язык, над чем работают, и очень сильно расширяешь кругозор. Даже если ты новичок и не понимаешь половины или более половины из того, что происходит, ты все равно вытаскиваешь какие-то ключевые слова, расширяешь область знаний, представляешь себе, где что: вот Data Science (наука о данных), вот web-разработка (процесс создания сайта или приложения). Даже не понимая в деталях, что происходит и о чем доклад, ты узнаешь, что эта область знаний существует и что ты можешь развиваться в ней в будущем. Не слепой уже котенок, а уже что-то видишь!
- Фотография с мит-апа
– Это для участников. А какая мотивация у организаторов?
– Мы не получаем за это деньги, и это не является преимуществом при трудоустройстве, то есть тебя не возьмут на работу в айти-компанию только потому, что ты делаешь мит-апы.
– То есть это своего рода благотворительность?
– Это близко к благотворительности. У меня есть строгое ощущение, что я бы не вошел в айти, если бы не было сообщества. И таким образом я оплачиваю этому сообществу свой долг. То есть кто-то заинтересовал и увлёк меня, а я заинтересую и увлеку другого.
– А зачем мит-апы спикерам?
– У спикеров основная мотивация – это просто «по фану» (англ. fun – веселье) сходить, рассказать что-то новое, интересное, что они сами попробовали. Некоторые спикеры хотят подготовиться к конференциям, то есть они «прогоняют» свое выступление: приходят, рассказывают материал, а потом, на большой конференции, уже знают, что, где и когда, где шутку вставить, где слайд поменять. И, наконец, есть просто категория людей, которые «рекламируют» свои продукты. Рекламируют не в плохом смысле, а в хорошем: они хотят, чтобы о какой-то технологии или языке программирования узнало больше людей, больше заинтересовалось, больше пошло в ту сторону, поэтому они ходят на мит-апы и, так сказать, проповедуют свою технологию. Вот, наверное, как-то так.
Беседу вела Диана Князева
Автор – Диана Князева