В Музее политической истории России открылась выставка «А душу оставить себе…», посвященная 100-летию Тамары Владиславовны Петкевич (1920-2017), узницы ГУЛАГа, актрисы, театроведа, мемуаристки.
В одном из знаменитых стихотворений Осипа Мандельштама есть строчка: «Мне на плечи кидается век-волкодав». Эта метафора в полной мере относится к Петкевич. Век набросился на нее, когда она была еще ленинградской школьницей. Арест и гибель отца, после чего она получила социальный статус – «дочь врага народа». Замужество и отъезд в Киргизию. Там в 23 года Петкевич получает семь лет по 58-й статье.
Муж предает ее на очной ставке, что Петкевич никогда не простила. После года среднеазиастких лагерей ее переводят на лесоповал в Севжелдорлаг (Коми АССР). Там был роман с врачом, который сначала спас ей жизнь, а потом отнял ребенка.
Но судьба улыбнулась Петкевич: ее взяли в ТЭКО – «Театрально-эстрадный коллектив Севжелдорлага». Им руководил режиссер Александр Гавронский, зэк, сидевший с 1934 года. Позже Петкевич вспоминала, что все артисты этого коллектива «поправленные им картины». В театре она встретила Николая Теслика, это была настоящая любовь, но он не дожил да освобождения.
Музей построил проект как выставку-путешествие, выставку воспоминание, соединив рассказ о судьбах людей и лагерную географию, где выступал ТЭКО. Актриса-кукольник Тамара Цулукидзе, пианист Дмитрий Караяниди, художники Маргарите Вендт и Борис Старчиков, переводчица Хелле Фришер, китайский коммунист, художник-самоучка Цю-Дзин-Шан… Абезь, Микунь, Княжпогост…
В 1972 году Петкевич съездила в Коми, вела в поездке дневник. В 2019- м журналистка Татьяна Куценина, взяв этот текст, повторила маршрут, ее снимки представлены на выставке. Рядом – несколько лагерных раритетов, программки спектаклей, рукодельные елочные игрушки и портреты, которые дарили Петкевич друзья и коллеги по театру.
После освобождения в 1950 году «пораженная в правах» Петкевич работает в провинциальных театрах – Сыктывкар, Шадринск, Чебоксары, Кишинев. В 1957 году Петкевич была реабилитирована. При помощи друзей через четыре года ей удается вернуться в Ленинград. Она поступает на театроведческий факультет Театрального института, который оканчивает с красным дипломом. Казалось бы, теперь ее ждет карьера завсегдатая аншлаговых премьер. Но Петкевич идет работать в дома культуры самодеятельности. Почему?
Об этом спрашиваю литературоведа Ольгу Рубинчик, много лет знавшую Петкевич. Она поясняет, что клеймо «врага народа» продолжало действовать. Днем Тамара Петкевич работала в ДК. По ночам, на пишущей машинке писала воспоминания. Эта работа заняла около 20 лет, получилась объемная рукопись. Наступила горбачевская перестройка, можно было издать книгу, но объем текста был в два раза больше, чем хотели издательства. К публикации мемуары под названием «Жизнь – сапожок непарный» подготовила литературный критик Светлана Дружинина. Средства на издание пришлось собирать всем миром. Чтобы помочь выходу мемуаров Эндрю Шарп, провинциальный австралийский актер, приезжавший в Петербург и познакомившийся с Петкевич, на родине нанялся в ресторан официантом и мойщиком посуды.
Петкевич мгновенно стала знаменитой. Она говорила, что ее жизнь поделилась на две части – «до» и «после» книги.
Писатель Даниил Гранин и философ Григорий Померанц ставили мемуары Петкевич в один ряд с произведениями Солженицына и Шаламова. « Жизнь – сапожок непарный» была переведена на английский, немецкий и польский языки. Режиссер Александр Кладько поставил студенческий спектакль «…по ту сторону Смысла…». Его в присутствии автора играли в темных коридорах театрального института на Моховой.
Петкевич берется за вторую книгу, посвященную жизни после лагеря. «На фоне звезд и страха» выходит в 2008 году. Ольга Рубинчик рассказывает, что в 80 лет Петкевич освоила бэушный компьютер, подаренный друзьями, и самостоятельно набрала рукопись. Она прожила почти век, продолжая работать над книгами. Незадолго до ухода подготовила «Шепот пепла» – книгу из писем к ней режиссера Гавронского.
Архив Петкевич ее племянники (наследники) передали в ЦГАЛИ СПб. Готовится несколько новых публикаций. Личные вещи поделили пять музеев – Музей политической истории России, Музей истории ГУЛАГа (Москва) и музеи в Сыктывкаре, Княжпогосте и Микуни. Каждый отмечает столетие Петкевич выставкой.
Вадим Шувалов
На заставке к тексту: Тамара Петкевич перед освобождением из лагеря. 1949
- Севжелдорлаг — Северный железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД