В позднесоветское время сатира процветала. Столько всего можно было зашифровать и разгадать между строк, даже намёк на политику вызывал взрыв хохота в зале.
Помню, в детстве ходила с родителями на концерт, так там текст: “надо, чтоб и волки сыты и овцы целы”, сказанный со ставропольской интонацией генерального секретаря, будущего президента, вызывал приступы смеха. Это было похоже на собрание тайного клуба.
Много талантливых, тонких, интеллигентных (или тогда так казалось) людей умно шутили со сцены, это был пласт массовой и нестыдной культуры. Но даже тогда Михаил Михайлович выделялся из всех.
Его темы были как-то глобальней.
Потом время сатиры ушло, появился камеди-клаб, выросший из бывших КВНщиков.
Смешно? Смешно. Но в отличие от профессиональных артистов-сатириков иногда зритель снисходительно прощает косяки. Хотя, если сравнивать Петросяна с Гариком Бульдогом Харламовым, то сравнение не в пользу профессионалов.
Так вот. Все устарели и ушли.
А Жванецкий остался. Может быть, потому, что никогда не считал себя артистом, только автором.
В его текстах кроме наблюдательности и острого юмора была доброта.
Он никогда не отгораживался от народа. Говоря «мы», он не лукавил.
Жванецкий и был настоящим патриотом. И так удивительно чувствовал нас. Наши проблемы – в разные времена разные. И так умел это подать, что каждый, смеясь, думал: а ведь это я…
В душу, как в щёлочку дверную, подглядывал.
И вот никто не будет уже подглядывать. Горько.
Ведь порой хочется этого душевного стриптиза, чтобы кто-то проблемы твои тебе со сцены рассказал, тебе смешно, ты отстранился – не мои они.
Он – единственный – умел говорить о банальном не пошло. И проникать в суть вещей.
А ещё, несмотря на мягкость, была в нем бескомпромиссность. Казалось, этот человек при всём желании не смог бы пойти на сделку с совестью. Как герой «Осеннего марафона» Бузыкин. Которого Володин писал с себя.
Честно писал. Но не было в этом герое небесных сфер.
А в Жванецком были.
Ольга Маркина