Жестокое испытание выпало на долю петербургских пожарных. За неделю им предстоит проинспектировать 362 точки организованного досуга трудящихся – музыкальные и танцевальные клубы, дискотеки. Чем это грозит клубам, пожарным и трудящимся, попытались мы разобраться.
Проще всего с пожарными. Им это грозит как минимум установкой рекорда Гиннесса по трудолюбию. В среднем проверка занимает никак не менее 2 часов. В день придется проверять по 52 клуба. Итого как минимум 104 часа работы в сутки или работа 13 групп по 8 часов, если не нарушать трудовое законодательство.
– Не беспокойтесь, в МЧС примерно 1200 инспекторов широкого профиля, может быть, немного меньше, они справятся, – успокоил нас Андрей Дашичев, начальник отдела по делам МО, ЧС и пожарной безопасности Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.
Как заверили нас в ГУ МЧС по СПб, на время тотальных проверок пожарные даже не перестанут тушить пожары и ловить лихачей на ледоколах: ни ГИМС, ни служба пожаротушения не задействованы, на рейды выезжают исключительно работники Управления госпожнадзора.
Проверки начались 8 декабря. Проверять будут не только днем, но и ночью. Потому что, если днем в ночном клубе нет запасного пожарного выхода, нет никакой гарантии, что он не появится ночью. А обижать и зря наказывать людей нельзя.
В первые два дня прошли проверки в клубах “Грибоедов”, “Главклаб”, “Камчатка”, “Тоннель”, “Рок-кафе”, БКЗ “Октябрьский”, в Цирке на Фонтанке и многих других богоугодных заведениях. МЧС Петербурга, в состав которого входит служба пожарной охраны, переведено на авральное положение. Люди падают с ног от усталости. Увы, в такой ситуации не обостряются шестые чувства, а надо бы. Как, например, определить, пропитана стена пожаростойкой жидкостью или нет, если эта жидкость уже через несколько суток после пропитки не оставляет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Поджечь? Жалко.
– Претензии есть ко многим клубам, но чем им это грозит – небольшим штрафом или приостановкой, пока сказать сложно, – рассказывает Татьяна Скрыгонюк, руководитель пресс-службы ГУ МЧС по Санкт-Петербургу. – Вчера были в одном клубе, говорят – все пропитано, но документов в клубе не оказалось, они у юриста, юрист будет завтра. И так со всеми. Даже при наличии нарушений нельзя уверенно сказать – есть они или нет.
Станет ли пожар в Перми поводом для разорения предпринимателей? Мнения разделились.
– Мое мнение – это очередной повод для сбора денег, – говорит Михаил Некрасов, основатель клуба “Рок-кафе” в ДК Ленсовета, ранее владелец “Рокс-клаба” на наб. Адмирала Лазарева, лидер байкерского движения. – У нас, однако, ничего не нашли – огнетушители свежие висят, эвакуационный выход в порядке.
– У нас в “Тоннеле” вчера были сразу 4 бригады проверяющих, районные пожарные и городские, городская прокуратура и районная, – рассказывает Алексей Сергиенко, один из владельцев клуба “Тоннель”, руководитель фонда, обеспечивающего работу “Камчатки”, и ветеран клубного движения (в 1991 году основал первый в Петербурге клуб – “Арт-клуб”). – Не думаю, что это показуха. Проверки оправданны. Но, главная цель, как мне кажется, проверка самих работников пожарного надзора и других ведомств.
– Если ничего не нашли, значит, плохо работают?
– Нет. Они всегда что-то находят. У нас нашли коврик, не прикрепленный к полу. Если случится пожар и все побегут, коврик может смяться, люди начнут спотыкаться. Действительно, завхоз не уследил. Мы исправили: прикрепили скотчем.
– Придирка?
– Я не считаю, что это придирка. В экстремальной ситуации такая мелочь может оказаться важной. Проверки оправданны. Единственное, что непонятно – зачем им столько копий документов? Четырем группам проверяющих мы по 12 копий раздали, в общей сложности около 300 листов. Весь клуб был задействован на копировании. Причем все это у соответствующих служб давно есть. Ума не приложу, куда они девают столько бумаги. В макулатуру сдают?
Странный человек. Что же тут непонятного? Работники МЧС и прокуратуры стараются вынести максимальное количество пожароопасной бумаги, чтобы переместить все это в свои офисы, где системы пожаротушения строятся за государственный счет.
Сколько стоит сделать клуб пожаробезопасным?
Пропитать деревянный пол огнеупорным составом не так уж дорого. 1 литр состава, обеспечивающего достижение 1-й группы огнезащитной эффективности, стоит около 80 рублей, и при расходе 0,4 кг на 1 кв. м, т.е. как и положено, обработка 1 кв. метр деревянного пола (потолка) обойдется в 35 рублей, это 10,5 тыс. руб. на клуб площадью 300 кв. метров (только пол). А вот системы пожаротушения и системы дымоудаления – штука дорогая: на клуб в 300 кв. метров придется потратить еще 1 млн рублей.
Что будет через неделю? Воображению представляется страшная картина: все клубы закрыты, ночью некуда пойти, только метель, мгла и хромые старушки по сусекам. Специалисты, однако, уверены, что закрытие большого количества клубов маловероятно.
– В Петербурге с пожаробезопасностью клубов дела обстоят неплохо, – рассказывает Алексей Сергиенко, один из владельцев “Тоннеля”. – В городе, правда, был один 4-этажный клуб, с деревянными перекрытиями, интерьером из фанеры. В случае пожара не представляю, как бы выбирались люди с 3 – 4-го этажа, непонятно, как этот клуб вообще открыли. Но его закрыли год назад.
– Госпожнадзор никогда не придирается, – констатирует Татьяна Скрыгонюк из ГУ МЧС. – Только сейчас многие владельцы клубов начали понимать, что ходят по лезвию бритвы. Четыре месяца шла тяжба с клубом “Жара” в Невском районе. Поначалу они не принимали предъявленных претензий. Дошло до суда, была апелляция, наконец, городской суд вынес решение, что меры принимать все-таки надо. В итоге они раскупорили все окна, пробили дополнительный выход в стене, и вчера я была свидетелем, как владельцы клуба жали руки пожарным со словами: “Мы понимаем, от чего вы нас спасли!”