Городские власти пересмотрели свои планы на будущее – Комитет экономического развития вывесил на сайте проект новой Концепции социально-экономического развития города до 2025 года. По сравнению с ныне действующим вариантом этого документа (принят в июле 2007 года) взгляд смольнинских чиновников иначе как ультрапессимистичным назвать нельзя. Хотя на словах все замечательно, вдумчивый анализ документа показывает: доходы населения сократятся в 3 раза по сравнению с планами двухлетней давности.
Авторы концепции продемонстрировали себя людьми, умеющими мыслить глубоко и стратегически. Начинается она с перечисления внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие города. Например: если мировая экономика начнет выходить из кризиса, то это – хорошо. А если, наоборот, кризис затянется – то плохо.
С внутренними еще хитрее. Например, преимуществом Петербурга является “приверженность большинства населения демократическим ценностям”. А недостатком – “приверженность немалой части населения патерналистским убеждениям при отсутствии должной инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к чужой собственности, верности своему слову”. Все это усугубляется “широким распространением среди части населения” алкоголизма.
Но, несмотря на алкоголизм и отсутствие трудолюбия, наш город к 2025 году ждет светлое будущее. “В долгосрочной перспективе Санкт-Петербург войдет в число ведущих городов мира, занимающих передовые позиции в глобальной конкуренции”, говорится в концепции.
Для достижения означенной цели есть четыре пути: стать центром инноваций, крупным транспортным узлом или городом международного значения. Четвертый путь – развитие человеческого капитала, при этом не очень понятно, является ли это самостоятельной стратегией или необходимым условием для реализации других сценариев. А ведущую роль “в ресурсном обеспечении улучшения качества человеческого капитала играют органы государственной власти и подведомственные им организации”. Хотя когда-нибудь потом эта роль перейдет к самим людям.
Красочно расписав все преимущества каждого из путей, авторы концепции вдруг вспоминают, что у нас не человек ради экономики, а экономика ради человека. И постулируют: главная задача развития Петербурга – “стабильное улучшение качества жизни населения”.
Потом идет большая глава – какой будет жизнь в 2025 году. Много больших скоростных дорог и новых мостов, “Охта-центр”, петербургские вузы занимают лидирующие места в международных рейтингах и т.д. Расселены хрущевки и “разработаны правовые акты, регулирующие комплексную реконструкцию центральных районов города”. Что это такое, не очень понятно, но похоже на планы по сносу исторических зданий целыми кварталами. Еще в документе обещано строительство новых намывных территорий, так что к 2025 году Петербург, вероятно, дорастет до дамбы.
Уровень безопасности резко возрастет – “каждый житель обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты”. Индивидуальной – это, вероятно, топор, а насчет коллективной непонятно.
“Органы внутренних дел укомплектованы в полном объеме личным составом и материально-техническими ресурсами, необходимыми для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности жителей”, пророчит концепция. Любопытно, что конкретных цифр не указано – т.е. в Смольном пока не знают, сколько милиционеров и резиновых дубинок нужно для обеспечения безопасности.
Про экономику Петербурга 2025 года сказано, что “ее основу составляют наукоемкие и высокотехнологичные отрасли промышленности, транспорт, строительство, туризм, наука, образование, финансы и кредит, страхование, торговля, информатизация и связь. Экономика Санкт-Петербурга отличается все более постиндустриальным характером”.
Вероятно, в Смольном верят, что к 2025 году глобальное потепление наступит в полной мере, потому что “среднегодовой уровень заполняемости отелей возрастет до 77,5%”. Либо упадет цена на водку, и мы откроем границу с Финляндией. Гражданское общество к этому же времени станет “организованным и активным”. Настолько организованным, что его можно будет допустить к участию в консультативных советах при органах власти при принятии “наиболее важных и значимых решений в социально-экономической сфере”.
Но самым смелым предложением концепции является такое: “следует принять правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, основанные на Генеральном плане Санкт-Петербурга”. Реализовать этот пункт сложнее, чем все остальные, поскольку означенные правила уже были приняты год назад.
Если сравнивать цифры, заложенные в концепцию двухлетней давности и нынешний вариант, то они примерно совпадают. Разве что ВРП, который в 2007 году прогнозировали для 2025-го на уровне 6,8 триллиона руб., вырос до 9,2 триллиона. Но, несмотря на явный экономический рост, среднедушевой доход сократится с 1,7 миллиона рублей в год до 1,3 миллиона.
Самые непонятные вещи творятся с заработной платой. В новом варианте концепции указано – средняя зарплата в 2025 году будет 137,64 тысячи рублей (оцените точность – до второго знака после запятой). Сумма указана в текущих ценах, т.е. без учета инфляции. В ныне действующем варианте концепции прогнозируемая средняя зарплата указана в иной форме – не менее 55 тысяч рублей в ценах 2003 года. Если пересчитать это на цены 2025 года, взяв среднюю инфляцию в 10%, то получится 447,71 тысяч руб. Это в 3,2 раза больше, чем то, что нам обещают теперь.
Впрочем, радоваться перспективам повышения зарплаты рано – концепция по сути является научной фантастикой, имеющей не очень большое отношение к реальности.