Андрей Сергеевич Кончаловский, картину которого только что выдвинули от России на «Оскар», человек неумный. Примерно так о ком-нибудь говорят «неглупый», когда хотят, рекомендуя, приподнять над чем-то массовым усреднённым. «Неумный» – это примерно на том же уровне, но с другой исходной «средовой» репутацией.
Проблем у неумного выходца элитарной среды никаких нет. Он образован, с рождения вращается в кругах и наделён завидными возможностями. Будучи неглупым, чего-то добивается на избранном им профессиональном поприще – благо, препятствий никаких не знал, потому что никто ему их чинить не мог. Сначала – потому что был под защитой влиятельного семейного круга, потом – потому что уже утвердился в своём качестве и авторитете.
Проблемы с его авторитетом могли бы быть только у его коллег, если бы он выбрал непубличную профессию. Но он кино снимает.
И не осознаёт при этом собственную глупость и творческую вторичность. До него всё доходит в последнюю очередь, после того, как уже и до тупых дошло, а он, изрекая всем давно очевидную банальность с умным видом, искренне уверен, что несёт миру авторское высказывание.
Наработанное профессиональное мастерство ничего общего не имеет с талантом. Талант может прекрасно владеть профессиональными навыками, а может быть плохо образованным, неумелым, даже глуповатым. Но он всегда сообщает неожиданную новость. Странную, впечатляющую или неприемлемую, спорную, но до него неизвестную. Натасканный бездарный профессионал впаривает заново жевать то, что уже жевали.
Марина Шаповалова